МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ


Собор Спасо-Преображения в Ярославле
Дата создания: 1506г. - 1516г.

Сайты по теме
Архитектура России
Великие зодчие
Русская Утопия: депозитарий
Храмы Москвы
Исторический Петербург


В том же виде искусств
Церковь Василия на Горке в Пскове
Спасский собор Андроникова монастыря в Москве
Успенский собор Московского Кремля
Церковь Сошествия Святого Духа в Троице-Сергиевой лавре
Благовещенский собор Московского Кремля

Созданные в то же время
Собор Спасо-Преображения в Ярославле

В том же жанре
Благовещенский собор Московского Кремля
Церковь Ризположения в Московском Кремле
Церковь Зачатия Анны "Что в углу"
Трапезная Андроникова монастыря
Собор Архангела Михаила в Московском Кремле


Произведение
Церковь Сошествия Святого Духа в Троице-Сергиевой лавре
Церковь Сошествия Святого Духа в Троице-Сергиевой лавре


Персоналия
Баженов Василий Иванович
Баженов Василий Иванович


Спасо-Преображенский собор в Ярославле
Спасо-Преображенский собор в Ярославле


   Собор Спасо-Преображения (1506— 1516), был перестроен при восстановлении после пожара н. XVI в. При этом зодчие, очевидно, повторили асимметричное трехглавие (две главы — над алтарной частью, и одна, главная, — над центром четырехстолпия храма), которое было у старого здания. Поднятый на высокий подклет, увенчанный тремя стройными шлемовидными главами, окруженный с двух сторон открытыми галереямипапертями, храм с широким крыльцом выглядел весьма торжественно,
    Собор поразному воспринимался с каждой стороны. С южной, видной от
входа через Святые ворота, его украшала открытая галерея; вместе с асимметрично поставленными тремя главами, различно освещенными солнцем в течение дня, она придавала фасаду богатую светотеневую игру. Западный фасад, обращенный на парадную площадь, в сторону настоятельских покоев, был наиболее привлекательным и живописным. К открытой галерее примыкало широкое крыльцо — главный вход в собор. Перспективный портал, изысканный рисунок профилей карнизов, пилястр и тяг делали его особенно нарядным. Высокая глава усиливала впечатление устремленности здания ввысь и его торжественности. С северной стороны, от монастырских келий, собор выглядел строго, только декор карнизов и тяг оживлял поверхность стены. Наиболее пластичен восточный фасад. Алтарные апсиды, прорезанные узкими окнами-щелями, напоминают скульптурные объемы. Их дополняло не менее выразительное по своей пластичности завершение собора — две алтарные главы, тесно примыкавшие к высокой центральной.
    Интерьер храма кажется высоким и просторным, алтарь не выходил за пределы двух восточных столбов, а хор не было.

Воейкова И.Н, Митрофанов В.П. Ярославль. Л., Аврора. 1971. С.12

Святой Георгий. Икона из деисусного чина иконостаса Спасо-Преображенского собора
Святой Георгий. Икона из деисусного чина иконостаса Спасо-Преображенского собора


Ансамбль Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле




 



  (c) портал "Культура России"