МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ


Храмовый ансамбль в Коровниках в Ярославле
Дата создания: Третья четверть XVII века


Сайты по теме
Архитектура России
Великие зодчие
Русская Утопия: депозитарий
Храмы Москвы
Исторический Петербург


В том же виде искусств
Борисоглебский собор в Чернигове
Церковь Петра и Павла в Смоленске
Церковь Пантелеймона в Галиче
Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском
Дворец в Боголюбово

Созданные в то же время
Храмовый ансамбль в Коровниках в Ярославле
Церковь Георгия в Ендове
Богоматерь Толгская. Икона из Толгского монастыря
Зерцальный доспех
Церковь Николы Мокрого в Ярославле

В том же жанре
Ансамбль Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле
Храмовый ансамбль в Коровниках в Ярославле
Петропавловская крепость
Петровские ворота
Ансамбль стрелки Васильевского острова


Произведение
Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля
Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля


Персоналия
Ленский Александр  Павлович
Ленский Александр Павлович


Храмовый ансамбль в Коровниках в Ярославле
Храмовый ансамбль в Коровниках в Ярославле


   Один из характерных и наиболее совершенных памятников второго периода ярославского зодчества — ансамбль в ремесленной слободе Коровники, расположенный на правом берегу Волги. Его хорошо видно с высокого мыса Стрелки.
    Ансамбль в Коровниках сложился не сразу. Первым был сооружен храм Иоанна Златоуста (1649—1654). В 1669 году южнее его была построена зимняя церковь Владимирской Богоматери. Позднее, уже в 80х годах, возведена высокая колокольня, а вслед за нею — ограда со Святыми воротами.
    Так к
концу XVII столетия сложился этот удивительный ансамбль, который, несмотря на разновременность построек, поставленных, видимо, различными зодчими, представляет собой единый по художественному замыслу организм. Причину цельности ансамбля нужно искать, очевидно, в сохранении единого эстетического принципа, существовавшего в Ярославле на протяжении всего "золотого века". Этот принцип был настолько силен, что подчинял себе различные тенденции, в том числе и идущие от господствовавшей тогда московской школы.
    Мы рассмотрим ансамбль в Коровниках в уже окончательно сложившемся виде. Весь комплекс построек обрамляет невысокая ограда. Ее ярусные Святые ворота обращены на Волгу. На одной оси с ними в глубине участка возвышается стройная шатровая колокольня тридцатисемиметровой высоты, так называемая "Ярославская свеча". Она является центром ансамбля. По сторонам от колокольни расположены церкви Иоанна Златоуста и Владимирской Богоматери.
    Храм Иоанна Златоуста, сооруженный на средства купеческой семьи Неждановских, позднее перестраивался и заново отделывался, но основная архитектурно-художественная идея, заложенная первым зодчим, оставшимся неизвестным, не нарушалась его преемниками, а, напротив, развивалась. Так сложился окончательный облик церкви — результат коллективного творчества ярославских зодчих, мастеров-каменщиков и изографов.
    В архитектуре этого здания новые тенденции органично сочетаются с исконными ярославскими традициями. Симметрия плана объемов, пришедшая на смену полной свободе пространственной и планировочной композиции, использована зодчим для создания необычайной цельности и выразительности силуэта главного храма. Последний производит впечатление весьма монументального, благодаря значительным размерам глав и преобладанию высоты пятиглавия над основным кубом. Высокие шатры башнеобразных приделов, образованных восточными оконечностями окружающей храм с трех сторон крытой паперти, придают вертикальную устремленность всей массе храма.
    Первоначально три входа в храм находились непосредственно у южной, западной и северной папертей. Очевидно, тогда монолитность общего объема была выражена еще сильнее. Позднее, при сооружении зимней церкви Владимирской Богоматери и колокольни, стало необходимым зрительно связать храм Иоанна Златоуста с этими новыми зданиями. Видимо, это продиктовало решение отодвинуть входы от храма, соединив их с папертями низкими крытыми переходами. У начала переходов в 80х годах XVII века были поставлены крыльца, увенчанные высокими островерхими двускатными крышами. Нарядные арки крылец украшены декоративными резными висячими гирьками.
    Склонность ярославцев к выявлению живописной пластичности архитектурных объемов, к сопоставлению разновеликих и разнообразных по характеру элементов сказалась и в этом ансамбле. В этом отношении особенно выразительна восточная сторона храма, обращенная к Волге. К трем апсидам алтарной части примыкают более низкие и крутые по профилю маленькие апсиды приделов. Центральное окно алтаря обрамлено единственным в своем роде огромным изразцовым наличником размером 5 на 2 метра. Многочисленные декоративные детали фасадов (пояски, ширинки, фризы и т. п.) из фигурного кирпича и цветных изразцов отличаются великолепной прорисовкой. Безграничность художественной фантазии безвестных русских мастеров проявилась в отделке этого храма особенно ярко. Так, например, девять окон паперти украшены затейливыми наличниками, причем рисунок каждого из них индивидуален.
    Внутри храм высок и просторен. Из четырех традиционных столбов-опор два (восточные) слиты с восточной стеной. Алтарь, отделенный от помещения для молящихся высоким иконостасом, утратил замкнутость каждой из своих традиционных частей — собственно алтаря, жертвенника и дьяконника. Проемы между ними настолько широки, что создается впечатление единства всего помещения в целом.

Воейкова И.Н, Митрофанов В.П. Ярославль. Л., Аврора. 1971. С.51



Церковь Ильи Пророка в Ярославле
Церковь Николы Мокрого в Ярославле
Церковь Михаила Архангела в Ярославле




 



  (c) портал "Культура России"