МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ


Борис Годунов
Дата создания: 1938г.

Сайты по теме
Театральная жизнь Москвы
Театральная афиша Москва
Театральная афиша Петербург
Центр информационных технологий для театров
Театры Москвы
Театральные страницы Петербурга
"Театральный смотритель"


В том же виде искусств
Князь Игорь
Смерть Иоанна Грозного
Царь Федор Иоаннович
Маскарад
Ревизор

Созданные в то же время
Трилогия о Максиме Горьком

Того же типа
Смерть Иоанна Грозного
Царь Федор Иоаннович

В том же жанре
Щелкунчик
Князь Игорь
Смерть Иоанна Грозного
Царь Федор Иоаннович
Маскарад


Произведение
Богоматерь Толгская
Богоматерь Толгская


Персоналия
Бондаренко Илья Евграфович
Бондаренко Илья Евграфович

Lg kp500 характеристики модели телефон kp500 zipinsk.ru.



Автор: Мейерхольд В.Э.


   Замысел так и неосуществленной трагедии А.С.Пушкина "Борис Годунов" вынашивался Мейерхольдом на протяжении многих лет. "Я проследиил свои работы с 1910 года и вижу, что всецело нахожусь в плену режиссера-драматурга Пушкина",- говорил Мейерхольд в докладе "Пушкин и драма", прочитанном в ленинградском лектории 24 октября 1935 года.5 Первые встречи Мейерхольда с Пушкиным состоялись на музыкальной сцене в 1911 году в Мариинском театре.Он корректировал оперу М.П.Муссоргского "Борис Годунов" с Ф.И.Шаляпиным в главной роли, а в 1916 году ставил оперу А.С.Доргомыжского каменный_гость"Каменный гость" и, по его признанию, " был пьян от пенящей влаги пушкинских стихов, влитых в тончайшее стекло изысканнейшего Даргомыжского".
    В 1918 году студенты Курсов мастерства сценических постановок в Петрограде в учебных целях готовили режиссерские планы "сценической условной интерпретации" пушкинского "Бориса Годунова". В 1919 году их работы были изданы специальной брошюрой.
    Осенью 1919 года арестованный белогвардейцами Мейерхольд в камере новороссийской тюрьмы вел дневник, большую часть которого занимают выписки из комментариев Л.И.Поливановоа к "Борису Годунову",- в распоряжении Мейерхольда оказался 3-том третьего издания "Сочинений А.С.Пушкина", изданных Львом Поливановым(М., 1901г.). Среди этих выписок есть запись: "Я хочу поставить себе задачей выясниить не то, как Пушкин стремился положить конец драматической французской лжеклассической системе"…, "а то что нового он предложил будущему поколению в строительстве нового русского театра. Хотя Пушкин собственной теории драмы не оставил , но размышления его о трагедии вообще, разбросанные в письмах и замечаниях, служат доствточно богатым материалом, чтобы решить какой театр мыслится Пушкину идеальным". Тогда же Мейерхольд составил сценарий "Григорий и Димитрий" – по его замыслу в этой пьесе должны были встретиться два мальчика- царевич Димитрий и Григорий Отрепьев;в1920-1921гг.
    Мейерхольд убеждал С.А.Есенина написать на основе этого сценария драму в стихах для Театра РСФСР Первого.
    В 1924-1925гг Мейерхольд репетировал "Бориса Годунова" в Студии имени Е.Б.Вахттангова, но постановка не была осуществлена.
    В 1934 году началась работа Мейерхольда над "Пиковой дамой" в МАЛЕГОТе, завершенная в 1935 году. И тогда же, летом 1934 года, в связи с намечавшейся постановкой "Бориса Годунова"в Гос ТИМе Мейерхольд поручает В.А.Громову собрать библиографию о творчестве Пушкина и об эпохе Годунова. Предполагалось, что "Борис Годунов"станет откликом ГосТИМа на предстоящие в начале 1937 года пушкинские торжества; этим спектаклем Мейерхольд надеялся открыть новое здание ГосТИМа, строительство которого шло полным ходом и где предполагалось большая сценическая площадка, оснащенная по последнему слову техники и отвечающая выдвинутым Мейерхольдом режиссерским принципам.
    В конце 1935 года Мейерхольд выступил с докладом в Ленинграде "Пушкин, режиссер, драматург"9, а 14 июня 1936 года Мейерхольд сделал доклад в ленинградском Государственном институте искусствознания.
    Весной 1935 года Мейерхольд приготовил с актерами ГосТИМа радиоспектакль Каменный гость"(премьера 17 апреля), и этот опыт, по его собственному признанию, убедил его, что труппа слабо владеет стихотворной формой и что необходимо ввести актеров в мир пушкинского стиха". Кэтому делу он решает привлечь В.А.Пяста, в прошлом известного поэта, знатока стиха, и поручает ему составить "ритмическую партитуру" пушкинской пьесы. Пяст разместил текст трагедии условными значками, обозначавшими разной длительности паузы, цезуры, ударение, повышение и понижение голоса; при этом широко использовалась музыкальная терминология. Актерам "партитура" Пяста казалась малоприятной, иногда вызывала открытое сопротивление, и потребовалось несколько занятий с Пястом и Мейерхольдом, чтобы убедить исполнителей читать текст, учитывая внесенные Пястом значки и термины.
    Предполагалось, что художнииком спекктакля будет В.А.Шестаков. О плане оформления и – в большей мере – о выборе костюмов можно судить по разбросанным в стенограммах отдельным замечаниям режиссера; других свидетельств о сценографии неосуществленного спектакля не сохранилось.
    Музыка к спектаклю была заказана С.С.Прокофьеву. Договор на написание музыки и консультирование музыкальной и звуковой стороны спектакля был заключен с Прокофьевым в июне 1936 года. Мейерхольд подготовил для композитора своего рода музыкальную композицию. Его пожелания и пояснения по каждой картине были вклеины в книгу11 ми переданы Прокофьеву в сентябре 1936 года.
    Сохранилось три варианта предварительного распределения ролей, разительно отличающиеся один от другого. Совпадают в них лишь назначения Н.И.Боголюбова и В.А.Громова на роль Годунова и З.Райх и А.Давыдовой на роль Марины. На роль Годунова репетировал только Боголюбов, сцены Марины не репетировались. Фигурирующий во всех списках Э.П.Гарин на репетициях не присутствовал ( он в очередной раз уходил из ГосТИМа). Роль самозванца репетировал М.И.Царев и Е.В.Самойлов, который в разное время репетировал также на роли Курбского и Басманова. Л.Н.Свердлин был намечен на роль Басманова, но репетировал Афанасия Пушкина. Н.В.Чистяков читал Шуйского, потом был назначен на роли Мисаила и пленника Рожнова. А.В.Логинов начинал репетировать Пимена, а затем намечен на роль патриарха. Пришедший в ГосТИМ в 1936 году С.А.Килигин репетировал Самозванца, Пимена и Басманова.
   

Рыбкина И.Р.



Мейерхольд Всеволод Эмильевич




 



  (c) портал "Культура России"