МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ


Здание Горного института
Дата создания: 1806г. - 1811г.

Сайты по теме
Архитектура России
Великие зодчие
Русская Утопия: депозитарий
Храмы Москвы
Исторический Петербург


В том же виде искусств
Адмиралтейство
Александринский театр
Театральная улица
Исаакиевский собор
Дворец на Елагином острове

Созданные в то же время
Здание Горного института

В том же жанре
Трапезная и настоятельские покои Ярославского Спасо-Преображенского монастыря
Здание 12 коллегий
Академия Художеств
Здание Сената
Здание биржи


Произведение
Фрески церкви Ильи Пророка в Ярославле
Фрески церкви Ильи Пророка в Ярославле


Персоналия
Венецианов Алексей Гаврилович
Венецианов Алексей Гаврилович


Воронихин А.Н. Здание Горного института
Воронихин А.Н. Здание Горного института
Автор: Воронихин А.Н.


   Выдающимся произведением Воронихина явилось здание Горного кадетского корпуса — первого высшего инженерного учебного заведения Петербурга. Его сооружение велось параллельно со строительством Казанского собора, но в более короткие сроки — с 1806 по 1809 г.
    При проектировании здания Воронихин снова столкнулся с трудностями, но теперь другого рода. Необходимо было перестроить несколько разных по объему и планированию домов, принадлежавших учебному заведению, и создать единый архитектурный комплекс с единым главным фасадом.
    Как и в Казанском
соборе, Воронихин прежде всего правильно оценил местоположение будущей постройки в градостроительном отношении: здесь проходила граница города, и здание должно было служить морскими воротами Петербурга.
    Он проектирует строение значительным по протяженности, согласуя его спокойные очертания с плавным течением Невы. Среднюю плоскость фасада архитектор обрабатывает горизонтальным рустом, имитирующим обшивку досками, и выделяет центр монументальным двенадцатиколонным портиком простого дорического ордера. Укрупненные и обобщенные архитектурные формы позволяют хорошо воспринимать здание с различных расстояний и ракурсов.
    В свои произведения Воронихин активно вводит монументально-декоративную скульптуру, тем самым усиливая их образное и идейное содержание. В соответствии с проектом по сторонам двенадцатиколонного портика были установлены скульптурные группы: "Геркулес, удушающий Антея" С. С. Пименова и "Похищение Прозерпины" В. И. Демут-Малиновского и его же барельефы на сюжеты из жизни бога огня и ремесел Вулкана, помещенные по сторонам портика в виде фриза. Эти скульптурные произведения, символизирующие покорение природы человеком, в аллегорической форме раскрывают назначение высшего учебного заведения.
    Еще одно значительное произведение Воронихина — дом Департамента уделов (Дворцовая наб., 18). В 1807 г. архитектор разработал несколько вариантов проекта. В наиболее интересную композицию с тремя выступами-ризалитами он вводит мотив портика с кариатидами, напоминающими аналогичные женские фигуры знаменитого памятника античности Эрехтейона. Однако осуществлен был упрощенный вариант с четырьмя сдвоенными колоннами самого простого грекодорического ордера.
    Строительство здания велось на протяжении двух лет и было завершено в 1809 г. Тогда "архитектору Воронихину за перестройку дома удельного департамента" был пожалован перстень с драгоценным камнем. К сожалению, это произведение Воронихина не сохранилось. В 1857—1861 гг. архитектор А. И. Штакеншнейдер перестроил дом Департамента уделов в Ново-Михайловский дворец.
   

Зодчие Санкт-Петербурга XIX - начала XX века. СПб., Лениздат. 1998. С.19



Воронихин Андрей Николаевич




 



  (c) портал "Культура России"