Автор: Казаков М.Ф.
Построено по проекту М.Ф. Казакова в 1776-1787 гг. План в соответствии с конфигурацией участка имеет форму равнобедренного треугольника с внутренним двором, разделенным поперечными корпусами на три части. По периметру дворов идут сквозные коридоры, связывающие все помещения между собой. Здание решено в стиле раннего классицизма. Углы здания со стороны главного фасада срезаны и украшены лоджиями. Арка в центре фасада, ведущая во внутренний двор, оформлена четырехколонным ионическим портиком. Эта акцентировка главной оси композиции получает развитие в куполе овального зала, расположенного над въездной аркой, затем - в ротонде и куполе круглого зала, размещенного в вершине треугольника и выходящего на парадный двор. Фасады Сената расчленены лопатками дорического ордера, объединяющими два верхних этажа, поставленных на высоком рустованном поколе. Редко практикуемое сочетание дорического и ионического равновеликих ордеров, умело осуществленное в обработке фасада, свидетельствует о смелости архитектурной мысли зодчего. Круглый Екатерининский (ныне Свердловский) зал имеет диаметр 24,7 м и высоту 27 м. Казаков впервые в России разработал конструкцию купола такого большого диаметра. Внутри зал окружен колоннадой коринфского ордера, поставленной с небольшим отступом от стены, поэтому распор кессонированного купола передается не колоннаде, как это кажется, а стенам зала и наружной колоннаде его дворового фасада. Зал трехсветный. Арочные оконные проемы третьего света помещены в нижней части купола. Пышный скульптурный декор эффектно выделяется на голубом фоне стен. Помимо орнаментальной лепнины (И.-Х. Юст, Арнольди и другие) между колоннами над нижними окнами помещены восемнадцать горельефных композиций, в аллегорической форме прославляющих законность, правосудие, человеколюбие, просвещение -принципы, которым должен следовать просвещенный монарх (в разработке сюжетов горельефов, исполненных Г. Т. Замараевым, приняли участие Г. Р. Державин и Н. А. Львов), а в простенках между окнами третьего яруса - барельефные медальоны с портретами русских князей и царей (гипсовые копии с оригиналов 1774-1775 гг. Ф.И. Шубина, предназначенных для Чесменского дворца в Петербурге). Торжественный характер зала закрепил за ним название "русского Пантеона". Форма купольной ротонды, впервые примененная здесь Казаковым, станет излюбленной формой архитектуры русского классицизма XVIII в. и будет варьироваться в творениях самого зодчего (церкви - Филиппа Митрополита, Вознесения на Гороховом поле, Голицынской больницы; актовый зал Университета).
Ильин М., Моисеева Т. Москва и Подмосковье. М., 1979
Казаков Матвей Федорович