МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ


Здание Сената
Дата создания: 1776г. - 1787г.

Сайты по теме
Архитектура России
Великие зодчие
Русская Утопия: депозитарий
Храмы Москвы
Исторический Петербург


В том же виде искусств
Дворец в усадьбе Архангельское
Таврический дворец
Дом П.Е. Пашкова
Церковь Троицы в селе Александровском
Михайловский (Инженерный) замок

Созданные в то же время
Здание Сената
Церковь Преображения в усадьбе Пехра-Яковлевское
Чесменская церковь
Портрет Е.А.Мельгуновой
Портрет неизвестной крестьянки

В том же жанре
Здание 12 коллегий
Академия Художеств
Здание Сената
Здание биржи
Здание Горного института


Произведение
Война и мир
Война и мир


Персоналия
Преображенская Ольга Иосифовна
Преображенская Ольга Иосифовна


Казаков М.Ф. Здание Сената
Казаков М.Ф. Здание Сената
Автор: Казаков М.Ф.


    Построено по проекту М.Ф. Казакова в 1776-1787 гг. План в соответствии с конфигурацией участка имеет форму равнобедренного треугольника с внутренним двором, разделенным поперечными корпусами на три части. По периметру дворов идут сквозные коридоры, связывающие все помещения между собой. Здание решено в стиле раннего классицизма. Углы здания со стороны главного фасада срезаны и украшены лоджиями. Арка в центре фасада, ведущая во внутренний двор, оформлена четырехколонным ионическим портиком. Эта акцентировка главной оси композиции получает развитие в куполе овального зала, расположенного над въездной аркой, затем - в ротонде и куполе круглого зала, размещенного в вершине треугольника и выходящего на парадный двор. Фасады Сената расчленены лопатками дорического ордера, объединяющими два верхних этажа, поставленных на высоком рустованном поколе. Редко практикуемое сочетание дорического и ионического равновеликих ордеров, умело осуществленное в обработке фасада, свидетельствует о смелости архитектурной мысли зодчего. Круглый Екатерининский (ныне Свердловский) зал имеет диаметр 24,7 м и высоту 27 м. Казаков впервые в России разработал конструкцию купола такого большого диаметра. Внутри зал окружен колоннадой коринфского ордера, поставленной с небольшим отступом от стены, поэтому распор кессонированного купола передается не колоннаде, как это кажется, а стенам зала и наружной колоннаде его дворового фасада. Зал трехсветный. Арочные оконные проемы третьего света помещены в нижней части купола. Пышный скульптурный декор эффектно выделяется на голубом фоне стен. Помимо орнаментальной лепнины (И.-Х. Юст, Арнольди и другие) между колоннами над нижними окнами помещены восемнадцать горельефных композиций, в аллегорической форме прославляющих законность, правосудие, человеколюбие, просвещение -принципы, которым должен следовать просвещенный монарх (в разработке сюжетов горельефов, исполненных Г. Т. Замараевым, приняли участие Г. Р. Державин и Н. А. Львов), а в простенках между окнами третьего яруса - барельефные медальоны с портретами русских князей и царей (гипсовые копии с оригиналов 1774-1775 гг. Ф.И. Шубина, предназначенных для Чесменского дворца в Петербурге). Торжественный характер зала закрепил за ним название "русского Пантеона". Форма купольной ротонды, впервые примененная здесь Казаковым, станет излюбленной формой архитектуры русского классицизма XVIII в. и будет варьироваться в творениях самого зодчего (церкви - Филиппа Митрополита, Вознесения на Гороховом поле, Голицынской больницы; актовый зал Университета).
   

Ильин М., Моисеева Т. Москва и Подмосковье. М., 1979



Казаков Матвей Федорович




 



  (c) портал "Культура России"