МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ


Здание Сената
Дата создания: 1776г. - 1787г.

Сайты по теме
Архитектура России
Великие зодчие
Русская Утопия: депозитарий
Храмы Москвы
Исторический Петербург


В том же виде искусств
Михайловский дворец
Здание Сената и Синода
Церковь Богоматери "Всех скорбящих радость"
Большой Кремлевский дворец
Малый Аванзал Зимнего дворца

Созданные в то же время
Здание Сената
Церковь Преображения в усадьбе Пехра-Яковлевское
Чесменская церковь
Портрет Е.А.Мельгуновой
Портрет неизвестной крестьянки

В том же жанре
Трапезная и настоятельские покои Ярославского Спасо-Преображенского монастыря
Здание 12 коллегий
Академия Художеств
Здание Сената
Здание биржи


Произведение
Лефортовский (Меншиковский) дворец
Лефортовский (Меншиковский) дворец


Персоналия
Гердт Зиновий Ефимович
Гердт Зиновий Ефимович


Казаков М.Ф. Здание Сената
Казаков М.Ф. Здание Сената
Автор: Казаков М.Ф.


    Построено по проекту М.Ф. Казакова в 1776-1787 гг. План в соответствии с конфигурацией участка имеет форму равнобедренного треугольника с внутренним двором, разделенным поперечными корпусами на три части. По периметру дворов идут сквозные коридоры, связывающие все помещения между собой. Здание решено в стиле раннего классицизма. Углы здания со стороны главного фасада срезаны и украшены лоджиями. Арка в центре фасада, ведущая во внутренний двор, оформлена четырехколонным ионическим портиком. Эта акцентировка главной оси композиции получает развитие в куполе овального зала, расположенного над въездной аркой, затем - в ротонде и куполе круглого зала, размещенного в вершине треугольника и выходящего на парадный двор. Фасады Сената расчленены лопатками дорического ордера, объединяющими два верхних этажа, поставленных на высоком рустованном поколе. Редко практикуемое сочетание дорического и ионического равновеликих ордеров, умело осуществленное в обработке фасада, свидетельствует о смелости архитектурной мысли зодчего. Круглый Екатерининский (ныне Свердловский) зал имеет диаметр 24,7 м и высоту 27 м. Казаков впервые в России разработал конструкцию купола такого большого диаметра. Внутри зал окружен колоннадой коринфского ордера, поставленной с небольшим отступом от стены, поэтому распор кессонированного купола передается не колоннаде, как это кажется, а стенам зала и наружной колоннаде его дворового фасада. Зал трехсветный. Арочные оконные проемы третьего света помещены в нижней части купола. Пышный скульптурный декор эффектно выделяется на голубом фоне стен. Помимо орнаментальной лепнины (И.-Х. Юст, Арнольди и другие) между колоннами над нижними окнами помещены восемнадцать горельефных композиций, в аллегорической форме прославляющих законность, правосудие, человеколюбие, просвещение -принципы, которым должен следовать просвещенный монарх (в разработке сюжетов горельефов, исполненных Г. Т. Замараевым, приняли участие Г. Р. Державин и Н. А. Львов), а в простенках между окнами третьего яруса - барельефные медальоны с портретами русских князей и царей (гипсовые копии с оригиналов 1774-1775 гг. Ф.И. Шубина, предназначенных для Чесменского дворца в Петербурге). Торжественный характер зала закрепил за ним название "русского Пантеона". Форма купольной ротонды, впервые примененная здесь Казаковым, станет излюбленной формой архитектуры русского классицизма XVIII в. и будет варьироваться в творениях самого зодчего (церкви - Филиппа Митрополита, Вознесения на Гороховом поле, Голицынской больницы; актовый зал Университета).
   

Ильин М., Моисеева Т. Москва и Подмосковье. М., 1979



Казаков Матвей Федорович




 



  (c) портал "Культура России"