МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ


Адмиралтейство
Дата создания: 1806г. - 1823г.

Сайты по теме
Архитектура России
Великие зодчие
Русская Утопия: депозитарий
Храмы Москвы
Исторический Петербург


В том же виде искусств
Церковь Спаса на Берестове
Собор Софии в Новгороде
Успенский собор Елецкого монастыря
Собор Софии в Киеве
Борисоглебский собор в Чернигове

Созданные в то же время
Здание Горного института
Адмиралтейство
Портрет сына
Дворец на Елагином острове
Скульптура "Водоноска"

В том же жанре
Золотые ворота
Манеж
Адмиралтейство


Произведение
Церковь Большого Вознесения на Никитской
Церковь Большого Вознесения на Никитской


Персоналия
Рахманинов Сергей Васильевич
Рахманинов Сергей Васильевич


Захаров А.Д. Адмиралтейство
Захаров А.Д. Адмиралтейство
Автор: Захаров А.Д.


   На следующий год после закладки Петербурга, 5 ноября 1704 г., на левом берегу реки Невы, недалеко от выхода ее в Финский залив, было основано Адмиралтейство — первая судостроительная верфь России на Балтийском море. Первоначально она создавалась по чертежам Петра I и носила характер крепостного сооружения, окруженного искусственно созданным земляным валом с бастионами и вырытым перед ним рвом.
    В 1732—1738 гг. здание Адмиралтейства перестраивается по проекту И. В. Коробова. Кроме главного административного
корпуса здания Адмиралтейства Коробов возводит каменные корабельные сараи, повторяющие очертания главного здания, и другие складские и производственные постройки. Работы завершаются сооружением новой башни — центра архитектурной композиции.
    В выстроенном Коробовым основном двухэтажном каменном здании художественный интерес представляла только башня, выделившая Адмиралтейство из рядовой производственной застройки. Однако протяженные на сотни метров фасады, прорезанные ритмично повторяющимися окнами, по-прежнему казались чрезмерно вытянутыми и уныло однообразными.
    В начале XIX в. реконструкцию здания Адмиралтейства поручили Захарову. Над проектом архитектор работал около года и в 1806 г. представил его на утверждение. Старую коробовскую башню Захаров решил оставить, но включить ее в новый объем. Пропорционально размерам башни увеличивались въездные ворота. Одну половину здания, от башни в сторону Зимнего дворца, должен был занять Адмиралтейский департамент, а другую — Адмиралтейств-коллегия, входившие с начала XIX в. в Морское министерство. Поэтому в соответствии с двумя мощными выступами-ризалитами со стороны главного фасада Захаров предложил устроить парадные лестницы. Со стороны реки Невы корпуса корабельных сараев объединялись с главным зданием двумя перекинутыми через внутренний канал арочными переходами, оформленными в виде павильонов. В таком виде административное здание Адмиралтейства и производственные корпуса должны были восприниматься единым и неделимым целым.
    Здание Адмиралтейства свидетельствует о том, что архитектор был непревзойденным мастером в искусстве разработки сильно развитых объемно-пространственных композиций при использовании минимально возможных, строго отобранных и несложных архитектурных приемов. Последнее явилось следствием прекрасно усвоенных Захаровым уроков французской школы и благотворного влияния творчества Леду, всегда оперировавшего простейшими геометрическими объемами. Но если Леду в своих архитектурных фантазиях часто шел вразрез с установившимися традициями, то Захаров всегда был значительно строже и последовательнее в поисках новых изобразительных средств и приемов. На основе изучения передовых идей французских архитекторов он развивал традиции русского классицизма XVIII в. с его канонизацией ордерной системы.
    Строительство Адмиралтейства по проекту Захарова продолжалось до 1819 г., и он не смог увидеть своего творения в законченном виде. При завершении строительства и в последующие годы в первоначальный проект были внесены некоторые изменения. Но несмотря на это, здание Адмиралтейства своим внешним видом производит необыкновенно сильное впечатление, особенно в панораме невских берегов.
    Адмиралтейство Захарова прежде всего — ансамблевое здание, главная доминанта городского центра. Мощным градостроительным узлом оно связало между собой пространства трех центральных площадей Петербурга: Петровской, или Сенатской (ныне Декабристов), Адмиралтейской, в значительной степени сформированной главным фасадом Адмиралтейства (ныне большую ее часть занимает сад), и главной — Дворцовой площади. А увеличение архитектурных масс и укрупнение масштаба четко разделенной на ярусы башни Адмиралтейства значительно усилили ее основополагающую роль в перспективах трех главных магистралей города. Величественное здание Адмиралтейства всегда будет сохранять свое ведущее положение в застройке центральных площадей и улиц Петербурга, являясь основным композиционным звеном в цепи великолепных архитектурных ансамблей.

В. К. Шуйский
Зодчие Санкт-Петербурга XIX - начала XX века. СПб., Лениздат. 1998. С. 158



Захаров Андреян Дмитриевич




 



  (c) портал "Культура России"