МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ


Троицкий собор на Троицкой площади в Петербрге
Дата создания: 1913г.

Сайты по теме
Архитектура России
Великие зодчие
Русская Утопия: депозитарий
Храмы Москвы
Исторический Петербург


В том же виде искусств
Церковь Федоровской Богоматери
Церковь Воскресения "в Кадашах"
Церковь Покрова в Филях
Церковь Спаса в Уборах
Меншикова башня

В том же жанре
Церковь Николы Мокрого в Ярославле
Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове
Церковь Троицы в Останкино
Трапезная с церковью Сергия в Троице-Сергиевой лавре
Церковь Федоровской Богоматери


Произведение
Большой Кремлевский дворец
Большой Кремлевский дворец


Персоналия
Стравинский Игорь Фёдорович
Стравинский Игорь Фёдорович


Автор: Щусев А.В.


   Проектировал его Щусев к 210-летию города. Однако первая мировая война вынудила с реализацией проекта повременить. Последовавшие вслед за войной события сделали его неактуальным на еще более длительный срок...
    Троицкий храм должен был напоминать храмы Древней Руси. В частности, Щусев предлагал выполнить перекрытия по закомарам, что в силуэте всегда усиливает историко-романтическое звучание. Воспроизведенный на Петербургском острове, древнерусский мотив призван был подтвердить идею единства столицы с материковой Россией.
    Шлемовидной формой куполов, длинными окнами в
барабанах и пряслах, другими деталями щусевский рисунок напоминает об Успенском соборе во Владимире. Правда, верный декларируемому принципу свободного творчества, Щусев предполагал свой собор поставить на нарядный подклет в духе XVII в.
    Судя по эскизам, зодчий искал наилучшее сочетание Троицкого собора с ансамблем Петропавловской крепости
N/A
Петропавловской крепости

   . Задача не из простых. Однако Щусев был виртуозом в решении подобных задач, и думаю, справился бы и на этот раз. К тому времени в Неве уже отражался Спасский храм Перетятковича — тоже вариация на мотивы владимирской архитектуры. Так что, по-видимому, щусевский собор мог органично войти в петербургский ансамбль, сыграть в нем свою солирующую партию.
    Любопытно, что соседствовать белокаменному храму надлежало с только что выстроенной мечетью с куполом, напоминающим самаркандские купола, к которым Щусев питал столь нежные чувства.
    Вообще говоря, несостоявшееся сочетание Петропавловского собора, мечети и храма в русском стиле представляется захватывающе интересным. Вполне в духе все того же Гоголя: "Пусть в одной и той же улице возвышается и мрачное готическое, и колоссальное египетское, и проникнутое стройным размером греческое. Пусть в нем будут видны и легковыпуклый млечный купол, и религиозный бесконечный шпиц, и восточная митра, и плоская крыша итальянская, и высокая фигурная фламандская, и четырехгранная пирамида, и круглая колонна, и угловатый обелиск".
    Назначение таких сочетаний, конечно, не в том, чтобы иллюстрировать всемирную историю архитектуры,— они создают очаги вселенской духовности, ощущение которой пробуждается в душе человека архитектурными символами...

Зодчие Санкт-Петербурга XIX - начала XX века. СПб., Лениздат. 1998. С.746



Щусев Алексей Викторович




 



  (c) портал "Культура России"