Автор: Воронихин А.Н.
Выдающимся произведением Воронихина явилось здание Горного кадетского корпуса — первого высшего инженерного учебного заведения Петербурга. Его сооружение велось параллельно со строительством Казанского собора, но в более короткие сроки — с 1806 по 1809 г.
При проектировании здания Воронихин снова столкнулся с трудностями, но теперь другого рода. Необходимо было перестроить несколько разных по объему и планированию домов, принадлежавших учебному заведению, и создать единый архитектурный комплекс с единым главным фасадом.
Как и в Казанском соборе, Воронихин прежде всего правильно оценил местоположение будущей постройки в градостроительном отношении: здесь проходила граница города, и здание должно было служить морскими воротами Петербурга.
Он проектирует строение значительным по протяженности, согласуя его спокойные очертания с плавным течением Невы. Среднюю плоскость фасада архитектор обрабатывает горизонтальным рустом, имитирующим обшивку досками, и выделяет центр монументальным двенадцатиколонным портиком простого дорического ордера. Укрупненные и обобщенные архитектурные формы позволяют хорошо воспринимать здание с различных расстояний и ракурсов.
В свои произведения Воронихин активно вводит монументально-декоративную скульптуру, тем самым усиливая их образное и идейное содержание. В соответствии с проектом по сторонам двенадцатиколонного портика были установлены скульптурные группы: "Геркулес, удушающий Антея" С. С. Пименова и "Похищение Прозерпины" В. И. Демут-Малиновского и его же барельефы на сюжеты из жизни бога огня и ремесел Вулкана, помещенные по сторонам портика в виде фриза. Эти скульптурные произведения, символизирующие покорение природы человеком, в аллегорической форме раскрывают назначение высшего учебного заведения.
Еще одно значительное произведение Воронихина — дом Департамента уделов (Дворцовая наб., 18). В 1807 г. архитектор разработал несколько вариантов проекта. В наиболее интересную композицию с тремя выступами-ризалитами он вводит мотив портика с кариатидами, напоминающими аналогичные женские фигуры знаменитого памятника античности Эрехтейона. Однако осуществлен был упрощенный вариант с четырьмя сдвоенными колоннами самого простого грекодорического ордера.
Строительство здания велось на протяжении двух лет и было завершено в 1809 г. Тогда "архитектору Воронихину за перестройку дома удельного департамента" был пожалован перстень с драгоценным камнем. К сожалению, это произведение Воронихина не сохранилось. В 1857—1861 гг. архитектор А. И. Штакеншнейдер перестроил дом Департамента уделов в Ново-Михайловский дворец.
Зодчие Санкт-Петербурга XIX - начала XX века. СПб., Лениздат. 1998. С.19
Воронихин Андрей Николаевич