МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ


Михайловский дворец
Дата создания: 1819г. - 1825г.

Сайты по теме
Архитектура России
Великие зодчие
Русская Утопия: депозитарий
Храмы Москвы
Исторический Петербург


В том же виде искусств
Меншиковский дворец
Петропавловский собор
Петровские ворота
Здание 12 коллегий
Дом Благородного собрания

Созданные в то же время
Михайловский дворец
Портрет З.А. Волконской
Гумно
Новый Рим. Замок Св. Ангела

В том же жанре
Меншиковский дворец
Дом Благородного собрания
Зимний дворец
Дом - "комод" на Покровке
Мраморный дворец


Произведение
Меншиков в Березове
Меншиков в Березове


Персоналия
Горенко Анна Андреевна
Горенко Анна Андреевна


Росси К.И. Михайловский дворец
Росси К.И. Михайловский дворец
Автор: Росси К.И.


   Известны два неосуществленных предварительных варианта дворца, относящиеся к 1817 г.
    Один из них предполагал размещение дворца на месте бывшего дворца Чернышева на Исаакиевской площади, 6, другой — на месте дворца Воронцова на Садовой улице, 26. К счастью, оба варианта не были одобрены, и Михайловский дворец соорудили на свободном участке невдалеке от Михайловского замка, где Росси начинал свою архитекторскую деятельность более четверти века назад. Как и во всех прежних работах, Росси, занимаясь
строительством дворца, создал новый прекрасный ансамбль. Для дворца был отведен большой участок на территории обширного парка при Михайловском замке. Этот участок простирался от Екатерининского канала вдоль Мойки до Михайловского замка. С юга он ограничивался Итальянской улицей. Занимаясь планировкой участка, Росси предложил продлить Садовую улицу до Марсова поля, ограничив восточную границу участка. Кроме того, перед дворцом зодчий разбивает обширную площадь, связав ее с Екатерининским каналом. Садовой улицей и вновь проложенной Инженерной улицей. С Невским проспектом площадь связала новая Михайловская улица, специально пробитая среди существующей жилой застройки.
    Так наметились границы ансамбля, ставшего еще одной жемчужиной градостроительного творчества Росси. Только простой перечень элементов ансамбля свидетельствует о величии осуществленного зодчим: здание дворца с флигелями-каре и парадным двором, роскошная решетка со стороны площади, сад, расположенный за дворцом, павильон и пристань на берегу Мойки, два служебных корпуса: вдоль Инженерной улицы и на углу Садовой улицы, площадь со сквером перед дворцом, два симметричных квартала домов по сторонам площади, два квартала жилых домов вдоль Михайловской улицы. Работа продолжалась до отстранения Росси от должности.
    Вряд ли найдется в градостроительной практике Петербурга, а возможно, и мировой практике другой пример решения ансамбля с таким разнообразным набором элементов. Почти единовременно по соседству с этим комплексом осуществлялось развитие ансамбля Инженерного замка. Там формировалась Манежная площадь со зданиями Манежа и экзерциргауза Михайловского замка. В решении этих задач зодчий получил реальную возможность для широких градостроительных преобразований, охвативших целый район от Невского проспекта до Суворовской площади на берегу Невы.
    Тонко продуманная градостроительная система, созданная Росси вокруг дворца, была одновременно весьма практична и отвечала высоким художественным требованиям. С Садовой улицы открывался прекрасный вид на шпиль Инженерного замка и архитектурный ансамбль Марсова поля. К тому же решалась практическая задача транспортной связи центра с Петербургской стороной по вновь проложенной Садовой улице, улучшилась связь с Литейной стороной. Решая практические задачи, Росси с коллективом инженеров создает целую сеть красивых чугунных мостов через Фонтанку и Мойку.
    И все-таки центром градостроительного комплекса был Михайловский дворец. В строительстве дворцовых ансамблей это несомненно вершина архитектурного творчества Росси.

В. Н. Питанин
Зодчие Санкт-Петербурга XIX - начала XX века. СПб., Лениздат. 1998. С.158



Росси Карл Иванович




 



  (c) портал "Культура России"