Автор: Росси К.И.
По проекту К.И. Росси Театральная площадь, площадь у Чернышева моста, сеть новых улиц, связанных между собой и с другими магистралями центра, застраиваются как единый архитектурный организм.
Естественно, в центре композиции доминирует величественное здание Александрийского театра. Росси долго и настойчиво работает над многочисленными вариантами, такой титанической работы, длившейся около двадцати лет, история отечественной архитектуры не знает. Исследователи обнаружили двадцать планировочных вариантов. Из них три относятся к 1816 г., пять создано в 1816—1820х гг., пять — в 1827—1828 гг., когда началось строительство, и, наконец, в процессе строительства в 1829—1834 гг. создано еще семь.
Эта гигантская работа доставила архитектору массу неприятностей в его отношениях со двором. Его обвиняли в строптивости, непослушании и разных прочих грехах. Это в конце концов привело к тому, что его выводят из состава Комитета. Уже больной, лишенный средств, Росси продолжает поиски более совершенного решения.
В процессе творческих поисков возникает крупнейший общественный и культурный центр, в который входят театр, публичная библиотека, здания министерств, целая система улиц, и прежде всего та, которая носит имя зодчего.
Зодчий ищет выразительное решение застройки общественными и жилыми зданиями, которые бы полностью подчинялись композиции здания театра.
Александрийский театр — доминанта площади (ныне пл. Островского) главным фасадом он обращен к Невскому проспекту, южный замыкает перспективу Театральной улицы (ныне ул. Зодчего Росси). Величественные колоннады всех фасадов, статуи муз в нишах, скульптурный фриз и квадрига Аполлона, возвышающаяся над аттиком, усиливают значение здания как подлинного храма искусств. Важное значение в ансамбле имеет величавый торжественный фасад нового корпуса Публичной библиотеки — яркий пример синтеза искусств в архитектуре классицизма. Вторая площадь (ныне пл. Ломоносова) образована зданиями министерств и ориентирована на Фонтанку. Обе площади, соединенные улицей, образуют необычайно выразительную и целостную систему ансамблей городского центра, завершенную в 1834 г. О широте пространственного мышления свидетельствует и трехарочный проезд, соединивший площадь Ломоносова с улицей, носящей его имя, и с Садовой улицей (позднее одна из арок была заложена).
Упорство зодчего в осуществлении грандиозного замысла (он отказался от мысли сделать главным звеном ансамбля Аничков дворец), очевидно, и привело к устранению его от больших работ.
В. Н. Питанин
Зодчие Санкт-Петербурга XIX - начала XX века. СПб., Лениздат. 1998. С.158
Росси Карл Иванович