МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ


Театральная улица
Дата создания: 1816г. - 1836г.

Сайты по теме
Архитектура России
Великие зодчие
Русская Утопия: депозитарий
Храмы Москвы
Исторический Петербург


В том же виде искусств
Малый Аванзал Зимнего дворца
Гербовый зал Зимнего дворца
Особняк С.П. Рябушинского
Церковь Покрова Марфо-Мариинской общины
Собственный дом Константина Мельникова

Созданные в то же время
Михайловский дворец
Портрет жены художника
Портрет З.А. Волконской
Гумно
Новый Рим. Замок Св. Ангела

В том же жанре
Ансамбль Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле
Храмовый ансамбль в Коровниках в Ярославле
Петропавловская крепость
Петровские ворота
Ансамбль стрелки Васильевского острова


Произведение
Манеж
Манеж


Персоналия
Даль Олег Иванович
Даль Олег Иванович


Росси К.И. Театральная улица
Росси К.И. Театральная улица
Автор: Росси К.И.


   По проекту К.И. Росси Театральная площадь, площадь у Чернышева моста, сеть новых улиц, связанных между собой и с другими магистралями центра, застраиваются как единый архитектурный организм.
    Естественно, в центре композиции доминирует величественное здание Александрийского театра. Росси долго и настойчиво работает над многочисленными вариантами, такой титанической работы, длившейся около двадцати лет, история отечественной архитектуры не знает. Исследователи обнаружили двадцать планировочных вариантов. Из них три относятся к 1816 г., пять создано в
1816—1820х гг., пять — в 1827—1828 гг., когда началось строительство, и, наконец, в процессе строительства в 1829—1834 гг. создано еще семь.
    Эта гигантская работа доставила архитектору массу неприятностей в его отношениях со двором. Его обвиняли в строптивости, непослушании и разных прочих грехах. Это в конце концов привело к тому, что его выводят из состава Комитета. Уже больной, лишенный средств, Росси продолжает поиски более совершенного решения.
    В процессе творческих поисков возникает крупнейший общественный и культурный центр, в который входят театр, публичная библиотека, здания министерств, целая система улиц, и прежде всего та, которая носит имя зодчего.
    Зодчий ищет выразительное решение застройки общественными и жилыми зданиями, которые бы полностью подчинялись композиции здания театра.
    Александрийский театр — доминанта площади (ныне пл. Островского) главным фасадом он обращен к Невскому проспекту, южный замыкает перспективу Театральной улицы (ныне ул. Зодчего Росси). Величественные колоннады всех фасадов, статуи муз в нишах, скульптурный фриз и квадрига Аполлона, возвышающаяся над аттиком, усиливают значение здания как подлинного храма искусств. Важное значение в ансамбле имеет величавый торжественный фасад нового корпуса Публичной библиотеки — яркий пример синтеза искусств в архитектуре классицизма. Вторая площадь (ныне пл. Ломоносова) образована зданиями министерств и ориентирована на Фонтанку. Обе площади, соединенные улицей, образуют необычайно выразительную и целостную систему ансамблей городского центра, завершенную в 1834 г. О широте пространственного мышления свидетельствует и трехарочный проезд, соединивший площадь Ломоносова с улицей, носящей его имя, и с Садовой улицей (позднее одна из арок была заложена).
    Упорство зодчего в осуществлении грандиозного замысла (он отказался от мысли сделать главным звеном ансамбля Аничков дворец), очевидно, и привело к устранению его от больших работ.

В. Н. Питанин
Зодчие Санкт-Петербурга XIX - начала XX века. СПб., Лениздат. 1998. С.158



Росси Карл Иванович




 



  (c) портал "Культура России"