МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ


Золотой петушок
Дата создания: 1909г.

Сайты по теме
Российский музыкальный сервер
Русская классическая музыка в формате "midi"
Русская классическая музыка в файлах
Московский Музыкальный Вестник - Академическая музыка on-line


В том же виде искусств
Иван Сусанин
Борис Годунов
Демон
Хованщина
Евгений Онегин

Созданные в то же время
Золотой петушок
Портрет балерины А.П.Павловой

Того же типа
Руслан и Людмила
Иван Сусанин
Борис Годунов
Демон
Хованщина

В том же жанре
Демон
Хованщина
Евгений Онегин
Снегурочка
Мазепа


Произведение
Церковь Рождества Богоматери
Церковь Рождества Богоматери "в Путинках"


Персоналия
Чайковский Петр Ильич
Чайковский Петр Ильич


Билибин И.Я. Шатер Шемаханской царицы. Эскиз декорации ко второму действию оперы Н.А. Римского-Корсакова
Билибин И.Я. Шатер Шемаханской царицы. Эскиз декорации ко второму действию оперы Н.А. Римского-Корсакова "Золотой петушок"
Автор: Римский-Корсаков Н.А.


    Римкий-Корсаков начал сочинение "Золотого петушка" в октябре 1906 года. При обсуждении плана сценария Римский – Корсаков указывал Бельскому: "Главное не надо увлекаться намеками на современное положение". Сочиняя "Золотого петушка", композитор и либретист все же насытили оперу многочисленными аллюзиями на современность. Но идейно – образное содержание "Золотого петушка" не исчерпывается сатирой. Фантастические образы Звездочета, Шемаханской царицы и золотого петушка, хотя и приближают крушение додонова царства, выходят за грани политической сатиры. Понять своеобразие замысла оперы можно только в его целостности. Разумеется любая попытка истолкования идейного содержания столь сложного произведения неизбежно будет иметь гипотетический характер. Римский – Корсаков и Бельский определили жанр "Золотого петушка" как небылицу в лицах, по контрасту с "былью колядкой". и оперой – былиной. В "Сказку о золотом петушке " людская молва "быльи небыль разглашала". Определяя жанр Золотого петушка как как небылицу в лицах, авторы исходили из опыта русского фольклора, особую разновидность которого составляют "скоморошины", песни, пляски, побасенки шуточного содержания, переворачивающих привычное представление о мире. Знакомясь с записями "скомарошин", Римский-Корсаков, конечно, обратил внимание на то, что,наряду с напевами плясового, прибауточного склада, встречаются близкие по типу былинным, эпическим Намеренный контраст текста и напева обуславливает выразительный комедийный эффект. В опере сатира и фантастика существуют в равных основаниях . Все более сгущающаяся напряженная атмосфера приобретающая в финале зловеций характер, позволяет назвать золотого петушка философской трагикомически-сатирической сказкой.
   



Билибин Иван Яковлевич




 



  (c) портал "Культура России"