Автор: Римский-Корсаков Н.А.
Римкий-Корсаков начал сочинение "Золотого петушка" в октябре 1906 года. При обсуждении плана сценария Римский – Корсаков указывал Бельскому: "Главное не надо увлекаться намеками на современное положение". Сочиняя "Золотого петушка", композитор и либретист все же насытили оперу многочисленными аллюзиями на современность. Но идейно – образное содержание "Золотого петушка" не исчерпывается сатирой. Фантастические образы Звездочета, Шемаханской царицы и золотого петушка, хотя и приближают крушение додонова царства, выходят за грани политической сатиры. Понять своеобразие замысла оперы можно только в его целостности. Разумеется любая попытка истолкования идейного содержания столь сложного произведения неизбежно будет иметь гипотетический характер. Римский – Корсаков и Бельский определили жанр "Золотого петушка" как небылицу в лицах, по контрасту с "былью колядкой". и оперой – былиной. В "Сказку о золотом петушке " людская молва "быльи небыль разглашала". Определяя жанр Золотого петушка как как небылицу в лицах, авторы исходили из опыта русского фольклора, особую разновидность которого составляют "скоморошины", песни, пляски, побасенки шуточного содержания, переворачивающих привычное представление о мире. Знакомясь с записями "скомарошин", Римский-Корсаков, конечно, обратил внимание на то, что,наряду с напевами плясового, прибауточного склада, встречаются близкие по типу былинным, эпическим Намеренный контраст текста и напева обуславливает выразительный комедийный эффект. В опере сатира и фантастика существуют в равных основаниях . Все более сгущающаяся напряженная атмосфера приобретающая в финале зловеций характер, позволяет назвать золотого петушка философской трагикомически-сатирической сказкой.
Билибин Иван Яковлевич