МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ


Успение. Храмовая икона Успенского собора Московского Кремля
Дата создания: 1479г.

Сайты по теме
коллекция оцифрованных изображений русской классической живописи
Русская живопись
иконы


В том же виде искусств
Шестоднев
Сергий Радонежский с житием
Спас
Богоматерь из Деисуса
Успение из праздничного чина

Созданные в то же время
Успение. Храмовая икона Успенского собора Московского Кремля

Того же типа
Георгий
Фрески Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря. Фрагмент
Спас нерукотворный
Архангел ("Золотые власа")
Успение

В том же жанре
Спас из Елеазарова монастыря
Борис и Глеб
Спас
Богоматрь Одигитрия
Борис и Глеб с житием


Произведение
Здание Сената и Синода
Здание Сената и Синода


Персоналия
Фокин Михаил Михайлович
Фокин Михаил Михайлович


Успение. Храмовая икона Успенского собора Московского Кремля
Успение. Храмовая икона Успенского собора Московского Кремля


   В связи с нарастанием в иконах последней трети XV века празднично-репрезентативного начала старые иконографические изводы перерабатываются в направлении все большей торжественности. Например, в сцене успения резко увеличивается количество фигур и усложняется сюжетная ткань композиции.
    В известной иконе из Успенского собора ложе Богоматери обступили не только апостолы, святители и святые жены, но и сонмы ангелов. Стоящий позади апостола Павла ангел замахнулся мечом на нечестивца Авфония, прикоснувшегося к ложу Богоматери (согласно легенде,
Авфонию были отсечены обе руки). Наверху представлены возносящаяся на небо Богоматерь и подлетающие к ней на облаках апостолы, которые, по свидетельству древнего апокрифа, были извещены о близкой смерти Марии и принесены на облаках ангелами, чтобы • дать возможность ученикам Христа попрощаться с его матерью. Часто этот эпизод сопровождается дополнительным изображением, почерпнутым из того же апокрифа: возносящаяся на небо Мария бросает свой пояс опоздавшему явиться к ее смертному одру апостолу Фоме. По перенасыщенности фигурами икона во многом перекликается с сербскими фресками на ту же тему. По-видимому, парадные многофигурные композиции этого рода были в почете в великокняжеской среде, иначе трудно объяснить происхождение из того же Успенского собора таких многофигурных икон, как "Страшный суд" и "Апокалипсис".

Лазарев В.Н. Московская школа иконописи. М., Искусство. 1980.






 



  (c) портал "Культура России"