МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ


Успение. Храмовая икона Успенского собора Московского Кремля
Дата создания: 1479г.

Сайты по теме
коллекция оцифрованных изображений русской классической живописи
Русская живопись
иконы


В том же виде искусств
Богоматерь Донская
Дмитрий Солунский
Архангел Гавриил из Деисуса
Воскресение.Сошествие во ад
Чудо Георгия о Змие

Созданные в то же время
Успение. Храмовая икона Успенского собора Московского Кремля

Того же типа
Новый Рим. Замок Св. Ангела
Портрет А. С. Пушкина
Итальянский полдень
Последний день Помпеи
Аполлон, Гиацинт и Кипарис

В том же жанре
Иоанн Предтеча из Деисуса
Апостол Павел. Из деисусного чина
Рождество Христово
Преображение. Икона из ярославского Спасо-Преображенского собора
Никола с житием


Произведение
Георгий
Георгий


Персоналия
Иванов Александр Андреевич
Иванов Александр Андреевич


Успение. Храмовая икона Успенского собора Московского Кремля
Успение. Храмовая икона Успенского собора Московского Кремля


   В связи с нарастанием в иконах последней трети XV века празднично-репрезентативного начала старые иконографические изводы перерабатываются в направлении все большей торжественности. Например, в сцене успения резко увеличивается количество фигур и усложняется сюжетная ткань композиции.
    В известной иконе из Успенского собора ложе Богоматери обступили не только апостолы, святители и святые жены, но и сонмы ангелов. Стоящий позади апостола Павла ангел замахнулся мечом на нечестивца Авфония, прикоснувшегося к ложу Богоматери (согласно легенде,
Авфонию были отсечены обе руки). Наверху представлены возносящаяся на небо Богоматерь и подлетающие к ней на облаках апостолы, которые, по свидетельству древнего апокрифа, были извещены о близкой смерти Марии и принесены на облаках ангелами, чтобы • дать возможность ученикам Христа попрощаться с его матерью. Часто этот эпизод сопровождается дополнительным изображением, почерпнутым из того же апокрифа: возносящаяся на небо Мария бросает свой пояс опоздавшему явиться к ее смертному одру апостолу Фоме. По перенасыщенности фигурами икона во многом перекликается с сербскими фресками на ту же тему. По-видимому, парадные многофигурные композиции этого рода были в почете в великокняжеской среде, иначе трудно объяснить происхождение из того же Успенского собора таких многофигурных икон, как "Страшный суд" и "Апокалипсис".

Лазарев В.Н. Московская школа иконописи. М., Искусство. 1980.






 



  (c) портал "Культура России"