ХРАМ СПАСА НА БЕРЕСТОВЕ (между 1113-1125) трехнефный, трехапсидный (в плане 30 х 20 м без притворов), с четырьмя крещатыми опорными столбами, несущими главу и систему сводов. Он имел нартекс, выступающий на северном и южном фасадах небольшими ризалитами, что было вызвано устройством с южной стороны лестницы для входа на хоры, а с северной - крещальни. На южном, северном и западном фасадах храма расположены притворы, равные по ширине главным продольному и поперечному нефам. Во время татаро-монгольского нашествия здание было разрушено, а уцелевший первый ярус нартекса в XIII-XVI вв. служил часовней. В 1642-1643 к сохранившемуся нартексу (его высота до зенита свода в интерьере 10 м) с востока была пристроена удлиненная граненая апсида, а с запада - деревянный рубленый притвор-бабинец, и таким образом храм получил крестовый план; он был завершен тремя барочными верхами. В 1644г. его интерьер был расписан киевскими и афонскими мастерами. В 1713-1714 гг. вместо деревянного бабиица возвели каменный, а позже, в конце xviiib., соорудили еще два нартекса, после чего храм стал пятикупольным. В 1970г. под росписями XVII в. были открыты " фрески ХПв. [100]. Для их композиций характерны естественность поз персонажей, живое движение, разнообразные повороты голов, правдивость в передаче отдельных подробностей. Исполнены они свободно. Энергичное письмо подчинено главной задаче - выявить форму как единое целое. Мастера, расписавшие храм Спаса на Берестове, открывали новые пути развития искусства. В росписях XVII в. причудливо соединены традиционные формы византийского искусства и реалистические черты, навеянные искусством европейского Возрождения, ярким примером чего может служить " портрет Петра Могилы.
Логвин Г.Н. Украина и Молдавия. Справочник-путеводитель. М., 1982