МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ


Меншикова башня
Церковь Архангела Гавриила

Дата создания: 1705г. - 1707г.

Сайты по теме
Архитектура России
Великие зодчие
Русская Утопия: депозитарий
Храмы Москвы
Исторический Петербург


В том же виде искусств
Успенский собор Московского Кремля
Церковь Сошествия Святого Духа в Троице-Сергиевой лавре
Благовещенский собор Московского Кремля
Церковь Ризположения в Московском Кремле
Грановитая палата в Московском Кремле

Созданные в то же время
Меншикова башня

В том же жанре
Церковь Петра и Павла в Кожевниках
Церковь Василия на Горке в Пскове
Спасский собор Андроникова монастыря в Москве
Успенский собор Московского Кремля
Церковь Сошествия Святого Духа в Троице-Сергиевой лавре


Произведение
Шандалы
Шандалы


Персоналия
Ленский Александр  Павлович
Ленский Александр Павлович


Меншикова башня
Меншикова башня
Автор: Зарудный И.П.


   Построена вместо старой трехшатровой церкви Архангела Гавриила XVII в. на средства А. Д. Меншикова. Сооружена по типу крестчатый в плане, многоярусных храмов "московского барокко", но трактовка форм и деталей целиком принадлежит уже новой, петровской архитектуре. Первоначально четверик башни нес три сквозных арочных восьмерика со звоном, завершавшихся шпилем с фигурой ангела, но в 1723 г. верхний деревянный восьмерик, где были установлены часы с курантами английской работы, сгорел и уже не был возобновлен при достройке башни в 1770-х гг. (это не только уменьшило высоту башни, раньше возносившейся выше Ивана Великого на полторы сажени (3,2 л), но и сказалось на стройности ее пропорций и общей устремленности ввысь). Оставшиеся два восьмерика в 1773 г. были завершены главой. Весь облик церкви Архангела Гавриила говорит о влиянии на ее архитектуру светского дворцового зодчества (балконы над входными портиками со свободно стоящими колоннами, тройные двусветные окна, обилие скульптурного декора и т.д.). В обработке стен применен классический ордер (причем фасады низа башни решены на сопоставлении большого и малого ордеров прием новый в московском строительстве). Грани восьмериков как бы накрыты сдвоенными пилястрами, что смягчает резкость очертаний их объемов; карниз основания башни и четверика имеет посередине на каждом фасаде полукруглое фронтонное завершение. Все эти новшества очень быстро привились в архитектуре Москвы первой половины XVIII в. Но особенно удачной находкой зодчего были массивные волюты главного фасада эти своеобразные контрфорсы, выступающие из основного объема и подчеркивающие его мощь. Меншикова башня произведение более барочное, чем храмы "московского барокко". Ее зодчий стремится к усложнению форм, к их пластичности и многоплановости, отходя от плоскостной трактовки стены своих предшественников; одновременно он пытается смягчить переходы между ярусами, нивелируя тем самым ярусность построения башнеобразного храма и добиваясь слитности всех составляющих его объемов, пронизанных единым порывом в высоту.
    Однако это только первые подступы к барокко, использование отдельных элементов этого стиля, а не его системы в целом до барочного понимания текучести масс и пространства здесь еще далеко. И это особенно наглядно видно в интерьере церкви, в традиционности его пространственного решения. Стены здания были в изобилии украшены белокаменным скульптурным декором (скульптурные группы над фронтонами, картуши, гирлянды из цветов и плодов на углах восьмериков, замененные впоследствии вазами и т.д.). Пышный скульптурный декор в интерьере храма сохранился лишь фрагментарно (главным образом в алтаре, в четверике башни, в притворе и на хорах, где была устроена верхняя церковь). Лепнина центрального объема относится к концу XVIII в. Лепнина алтаря к 1707 г. и приписывается артели мастеров, приехавших в Россию в 1703 г. вместе с Д. Трезини
N/A
Ивана Великого

    П. Джемми, Д. Руско, К. Феррара и Г. Квадро. Особенно обильно украшен скульптурным декором плафон дьяконника, весь увитый гирляндами плодов и цветов, готовых "поглотить" фигурки четырех путти, стоящих на консолях в углах свода и поддерживающих центральный узел композиции. Стилистически эта барочная пластика близка лепнине церкви Знамения в Дубровицах и собора Богоявленского монастыря. Иконостас церкви Архангела Гавриила сооружался мастерской И.Зарудного под его непосредственным руководством на протяжении 1720-х гг. (не сохранился; ныне существующий, XIX в., происходит из церкви Преображения у Преображенской заставы и поступил сюда в 1968 г. после сноса церковного здания).

Москва и Подмосковье. М., Искусство. 1979. С.489

Меншикова башня. Южный портал
Меншикова башня. Южный портал


Зарудный Иван Петрович




 



  (c) портал "Культура России"