МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ


Конек-Горбунок
Дата создания: 03.12.1864

Сайты по теме
Театральная жизнь Москвы
Театральная афиша Москва
Театральная афиша Петербург
Центр информационных технологий для театров
Театры Москвы
Театральные страницы Петербурга
"Театральный смотритель"


В том же виде искусств
Смерть Иоанна Грозного
Царь Федор Иоаннович
Маскарад
Ревизор
Горе уму

Созданные в то же время
Конек-Горбунок

Того же типа
Жизель
Конек-Горбунок
Спящая красавица
Щелкунчик
Дама с собачкой

В том же жанре
"Мертвые души"
Конек-Горбунок


Произведение
Спящая красавица
Спящая красавица


Персоналия
Даль Олег Иванович
Даль Олег Иванович


Конек Горбунок Фотография
Конек Горбунок Фотография
Автор: Римский-Корсаков Н.А.


   Петербургская балетная труппа, в лице ее передовых деятелей, не разделяла увлечения знати искусством Сен-Леона, противоречащим традициям русского балета. Именно в актерской среде возникла мысль повернуть балет на путь национальной тематики, учитывая при этом пристрастие Сен-Леона к народным танцам. Русские артисты предложили балетмейстеру использовать в качестве либретто сказку П. П. Ершова "Конек-Горбунок". Сен-Леон охотно согласился и в несколько вечеров, пользуясь советами петербургских
    балетных артистов, разработал сценарий спектакля. Балетмейстер сразу увидел возможности,
предоставляемые ему сюжетом для того, чтобы создать балетный спектакль в угоду придворно-бюрократическому зрителю. Совершенно исказив сказку Ершова и лишив ее сатирической окраски, он превратил произведение в верноподданнический панегирик самодержавию. Создавая балет, Сен-Леон всячески стремился не затрагивать в нем русскую жизнь, о которой он не имел никакого представления. В итоге на протяжении всего огромного спектакля только первый акт
    развертывался в фантастической русской деревне, где жизнь текла по каким-то особым законам, не имевшим ничего общего с действительностью. Главным героем балета стал царь Александр II; сама же сказка являлась аллегорией отмены крепостного права. Царь-девица олицетворяла желанную свободу, хан воплощал в себе силы реакции, Иванушка символизировал темный и простоватый "добрый русский народ", и наконец, Конек-Горбунок являл собой некоего светлого гения России. Никакого стройного развития драматургии, как это было у Дидло или у Перро, здесь не наблюдалось. Нагромождение картин, сменявших друг друга, преследовало единственную цель - создать беспрерывную цепь впечатлений. В этом плане и разрешался спектакль, заканчивавшийся грандиозным прославлением Александра II. Балетмейстер представлял себе этот апофеоз следующим образом: на сцене на фоне древней кремлевской стены высится гигантский памятник "царю-освободителю", у подножия которого лежат разорванные цепи рабства, и все народы, входившие в состав Российской империи, прославляют монарха, даровавшего им свободу. Из-за
    кремлевской стены восходит лучезарное солнце, освещающее светлый новый путь преобразованной России. Но даже падкое до лести царское правительство не сочло удобным так заканчивать балет, и фигура царя была заменена вензелем с изображением его имени.Последний акт балета был большим дивертисментом, фактически представлявшим собой инородное тело в спектакле. Балетмейстеры предыдущих периодов справедливо рассматривали подобные дивертисменты как пороки постановки, нарушавшие планомерное изложение содержания. Сен-Леон же считал необходимым вводить их почти в каждый свой балет, угождая такими танцевальными парадами упавшим вкусам балетных завсегдатаев. Дивертисмент в "Коньке-Горбунке" заключал в себе пляски двадцати двух народностей, населявших Россию. Эти пляски частично были разрешены средствами изобретенного Сен-Леоном характерного танца. Наблюдательность балетмейстера помогла ему довольно остроумно построить
    многочисленные танцевальные номера, в которых элементы отдельных народных плясок часто были верно подмечены.Премьера балета состоялась в Петербурге 3 декабря 1864 года и прошла с исключительно шумным успехом. Как и следовало ожидать, "Конек-Горбунок" полностью соответствовал настроениям придворно-аристократического общества и балетоманов первых рядов партера.Множество танцев, развлекательность сюжета, а главное, шовинистически-верноподданническая направленность произведения заставили петербургское высшее общество единодушно провозгласить этот спектакль "первым русским национальным балетом", а его творца - "первым русским национальным балетмейстером". Великосветская публика рассматривала постановку как серьезное произведение хореографического искусства и дружно ее приветствовала. Однако немногочисленные демократически настроенные зрители держались совсем иного мнения. Некоторые из них еще помнили подлинно русские,
    народные балеты и дивертисменты начала века, созданные Вальберхом, Лобановым, Глушковским, проникнутые прогрессивной идеологией и пламенным патриотизмом. Эти зрители отказывались видеть в националистическом "Коньке-Горбунке" "первый русский национальный балет", но их голос тонул в общем хоре шумных похвал.Успех "Конька-Горбунка" был чрезвычайно противоречивым событием в истории развития столичного
    балета. Появление после долгого перерыва русской темы в балете было явлением прогрессивным, но трактовка ее с позиций шовинистически настроенных зрителей носила реакционный характер. С этого момента петербургский балетный репертуар поневоле всецело становится на службу наиболее консервативных кругов господствующих классов и, утратив свои демократические тенденции, делается нужным лишь очень небольшому числу зрителей. Петербургские исполнители оказались не в силах отстаивать свои прогрессивные позиции."Конек-Горбунок" Сен-Леона породил на русской балетной сцене тот издевательский, сусальный псевдорусский стиль, который заставил Некрасова обратить к М. С. Суровщиковой-Петипа, исполнявшей в дивертисментах танец "Мужичок", гневные слова:"Так танцуй же ты "Деву Дуная", но в покое оставь мужика". Одной из причин успеха "Конька-Горбунка" было участие в нем трех выдающихся артистов петербургской балетной труппы - М. Н. Муравьевой (Царь-Девица), Ф. И. Кшесинского (хан) и Н. П. Троицкого (Иванушка).

Бахрушин Ю.А. История русского балета. С.139



Римский-Корсаков Николай Андреевич




 



  (c) портал "Культура России"