МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ


Церковь Климента, папы Римского на Пятницкой
Дата создания: 1762г. - 1774г.

Сайты по теме
Архитектура России
Великие зодчие
Русская Утопия: депозитарий
Храмы Москвы
Исторический Петербург


В том же виде искусств
Церковь Спаса на Берестове
Собор Софии в Новгороде
Успенский собор Елецкого монастыря
Собор Софии в Киеве
Борисоглебский собор в Чернигове

Созданные в то же время
Церковь Климента, папы Римского на Пятницкой
Портрет императрицы Екатерины II
Портрет В. И. Майкова
Академия Художеств
Дом - "комод" на Покровке

В том же жанре
Успенский собор во Владимире
Успенский собор Троице-Сергиевой лавры
Церковь Николы Надеина в Ярославле
Церковь всех Святых "на Кулишках"
Церковь Троицы "в Никитниках"


Произведение
Церковь Спаса на Берестове
Церковь Спаса на Берестове


Персоналия
Кустодиев Борис Михайлович
Кустодиев Борис Михайлович


Церковь Климента, папы Римского на Пятницкой
Церковь Климента, папы Римского на Пятницкой


   Возведена на средства купца К. М. Матвеева. Разрешение на строительство новой церкви с приделом взамен старой, в которой за теснотой уже не служили, а служили в трапезной, было получено им в 1762 г. В мае 1770 г. Матвеев доносил, что "церковь каменным обширньм строением и внутри иконостасами совсем окончена". Последний из престолов церкви был освящен в мае 1774 г. Имя зодчего неизвестно. По мнению В. С. Попова, любезно предоставившего эти сведения, церковь Климента ближе всего к работам К. И. Бланка, особенно к несохранившейся его церкви Бориса и Глеба у Арбатских ворот, строившейся на средства Бестужевых-Рюминых по поданному в 1763 г. прошению вернувшегося из ссылки бывшего канцлера А. П. Бестужева-Рюмина. По обработке фасадов это типичный памятник барочной архитектуры, но в основе его пространственного решения лежит простой кубический объем, увенчанный традиционным пятиглавием, насаждавшимся Елизаветой Петровной. Мощное пятиглавие храма хорошо скомпоновано и, выполненное также в принципах барокко (раскреповки антаблемента над сдвоенными колоннами световых барабанов, продолжающие их гурты куполов, контраст крупных глав и венчающих их главок и т.д.), органично сочетается с основным массивом здания, стены которого, не имеющие алтарных выступов, обрамлены теми же коринфскими колоннами с раскрепованным антаблементом, что и барабаны. Ризалиты фасадов, при помощи которых достигнута крестчатость плана, украшены двухколонными портиками с лучковыми фронтонами; выступы нижнего этажа обработаны рустом. Ордерная декорация фасадов не только усиливает пластическую выразительность стен, но своей легкостью и изяществом подчеркивает мощь основных форм и объемов. В общем облике храма, в членении на парадные этажи, в узорных металлических решетках, охватывающих верх здания, в обилии декора ощущается влияние дворцовой архитектуры. Внутри хорошо сохранился грандиозный иконостас, изобилующий деревянной скульптурой. Колокольня и трапезная (1756-1758), соединенные с храмом по традиционной схеме "кораблем", плохо с ним согласуются, так как были выстроены А. П. Балашовым для ранее стоявшей здесь небольшой каменной церкви.

Москва и Подмосковье. М., Искусство. 1979. С.493



Бланк Карл Иванович




 



  (c) портал "Культура России"