МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ


Церковь Воскресения "в Кадашах"
Дата создания: 1687г.

Сайты по теме
Архитектура России
Великие зодчие
Русская Утопия: депозитарий
Храмы Москвы
Исторический Петербург


В том же виде искусств
Дом - "комод" на Покровке
Мраморный дворец
Чесменский замок
Здание Сената
Церковь Преображения в усадьбе Пехра-Яковлевское

Созданные в то же время
Церковь Федоровской Богоматери
Церковь Воскресения "в Кадашах"

В том же жанре
Дмитровский собор во Владимире
Церковь Спаса на Нередице
Церковь Успения на Волотовом поле
Церковь Федора Стратилата на Ручью
Троицкий собор в Пскове


Произведение
33 Обморока
33 Обморока


Персоналия
Стравинский Игорь Фёдорович
Стравинский Игорь Фёдорович


Церковь Воскресения
Церковь Воскресения "в Кадашах"


   Сооружена в 1687 г. на месте церкви Воскресения Христова "на Грязи", которая в 1657г. была уже каменной (остатки этого здания были включены в новую постройку), на средства жителей Кадашевской слободы, где стоял государев Полотняный двор. Предполагают, что строителем церкви был С. Турчанинов, сподвижник патриарха Никона, завершивший после его смерти начатый им Воскресенский собор в Ново-Иерусалимском монастыре. Возведенная церковь имела три широкие лестницы, которые вели на галерею-гульбище к западному, северному и южному порталам (эти лестницы послужили образцом для лестниц ряда последующих храмов). Апсиды второго яруса первоначально были меньшей величины, чем теперь, и гульбище шло поверх апсид нижней церкви (новшество, которое впервые позволил себе Никон при сооружении Воскресенского собора), окружая храм со всех сторон. Подклет изначально имел вместо открытых аркад, принятых в древнерусском зодчестве, глухие стены (в 1860 г. галереи были расширены, в связи с чем эти стены были снесены и возведены новые). В 1695 г. к трапезной была пристроена стройная многоярусная колокольня, поставленная, как на подклет, на нижний подклетный этаж церкви (при этом лестницы были разобраны, а по бокам колокольни сделаны две трехмаршевые лестницы, служившие своего рода контрфорсами, которые просуществовали до 1801 г.; не позднее 1807 г. на месте древних лестниц были построены крытые паперти с куполами, а несколько ранее, в 1802 г., были увеличены апсиды верхней церкви и заново выложена северная апсида нижней; все это исказило первоначальный облик храма). Несмотря на неоднократные перестройки церкви, ее основная часть (двусветный четверик, трапезная и верх колокольни от восьмерика под звоном), будучи отреставрированной, позволяет увидеть памятник таким, каким он был в момент его создания. Это один из красивейших храмов Замоскворечья. Традиционный тип кубовидной, пятикупольной церкви, спланированной "кораблем", обогащен здесь новыми формами белокаменного декора, связывающими ее с произведениями "московского барокко" конца XVII в.: кокошники в завершении храма заменены тремя рядами гребешковых фронтонов, поставленных уступами на четверике; такого же типа "фронтоны" на витых колонках служат украшением окон; витыми колонками отмечены грани барабанов глав; пышная белокаменная резьба обрамляет порталы. Новыми формами в виде двух открытых террас над ярусом звона обогатилась и колокольня. Зачатки ярусности также сближают этот памятник с произведениями "нарышкинского стиля". Резной золоченый иконостас церкви (датируется концом XVII в.; иконы исполнены мастерами Оружейной палаты П. Беляевым, Н. Соломоновым, П. Коробовым) в 1934 г. был перенесен в Останкинскую церковь (в "Кадашах" остался только его нижний ярус).

Москва и Подмосковье. М., Искусство. 1979. С.494



Трапезная с церковью Сергия в Троице-Сергиевой лавре




 



  (c) портал "Культура России"