Сооружена в 1687 г. на месте церкви Воскресения Христова "на Грязи", которая в 1657г. была уже каменной (остатки этого здания были включены в новую постройку), на средства жителей Кадашевской слободы, где стоял государев Полотняный двор. Предполагают, что строителем церкви был С. Турчанинов, сподвижник патриарха Никона, завершивший после его смерти начатый им Воскресенский собор в Ново-Иерусалимском монастыре. Возведенная церковь имела три широкие лестницы, которые вели на галерею-гульбище к западному, северному и южному порталам (эти лестницы послужили образцом для лестниц ряда последующих храмов). Апсиды второго яруса первоначально были меньшей величины, чем теперь, и гульбище шло поверх апсид нижней церкви (новшество, которое впервые позволил себе Никон при сооружении Воскресенского собора), окружая храм со всех сторон. Подклет изначально имел вместо открытых аркад, принятых в древнерусском зодчестве, глухие стены (в 1860 г. галереи были расширены, в связи с чем эти стены были снесены и возведены новые). В 1695 г. к трапезной была пристроена стройная многоярусная колокольня, поставленная, как на подклет, на нижний подклетный этаж церкви (при этом лестницы были разобраны, а по бокам колокольни сделаны две трехмаршевые лестницы, служившие своего рода контрфорсами, которые просуществовали до 1801 г.; не позднее 1807 г. на месте древних лестниц были построены крытые паперти с куполами, а несколько ранее, в 1802 г., были увеличены апсиды верхней церкви и заново выложена северная апсида нижней; все это исказило первоначальный облик храма). Несмотря на неоднократные перестройки церкви, ее основная часть (двусветный четверик, трапезная и верх колокольни от восьмерика под звоном), будучи отреставрированной, позволяет увидеть памятник таким, каким он был в момент его создания. Это один из красивейших храмов Замоскворечья. Традиционный тип кубовидной, пятикупольной церкви, спланированной "кораблем", обогащен здесь новыми формами белокаменного декора, связывающими ее с произведениями "московского барокко" конца XVII в.: кокошники в завершении храма заменены тремя рядами гребешковых фронтонов, поставленных уступами на четверике; такого же типа "фронтоны" на витых колонках служат украшением окон; витыми колонками отмечены грани барабанов глав; пышная белокаменная резьба обрамляет порталы. Новыми формами в виде двух открытых террас над ярусом звона обогатилась и колокольня. Зачатки ярусности также сближают этот памятник с произведениями "нарышкинского стиля". Резной золоченый иконостас церкви (датируется концом XVII в.; иконы исполнены мастерами Оружейной палаты П. Беляевым, Н. Соломоновым, П. Коробовым) в 1934 г. был перенесен в Останкинскую церковь (в "Кадашах" остался только его нижний ярус).
Москва и Подмосковье. М., Искусство. 1979. С.494
Трапезная с церковью Сергия в Троице-Сергиевой лавре