Автор: Бове О.И., Шестаков Ф.М.
Возведена рядом с церковью Вознесения 1685 г. у ворот Белого города и завершает собой перспективу Никитской улицы. Заказчиком храма был Г. А. Потемкин, по приказу которого к 1775 г. уже было заготовлено для новой стройки около миллиона кирпичей. В основу храма Большого Вознесения, как его стали именовать в отличие от церкви XVII в., должен был лечь проект И. Е. Старова, если справедливо предание, хранимое потомками архитектора. Закладка здания церкви состоялась в 1798 г. Но строительство грандиозного храма, в изобилии украшенного колоннами коринфского ордера и скульптурой, подвигалось медленно, и к началу Отечественной войны 1812 г. он был далек от завершения. В пожар Москвы 1812 г. недостроенное здание сильно пострадало. Следующий этап строительства начался в 1829 г., когда прежний проект был существенным образом переработан Ф. М. Шестаковым и в новом варианте утвержден Комиссией для строений. К этому времени трапезная с двумя приделами (Владимирской Богоматери и святителя Николая) была уже построена (освящена в 1816г.), и венчание А. С. Пушкина с Н. Н. Гончаровой 2 марта (ст. ст.) 1831г. проходило в ней. О. И. Бове дополнил проект Шестакова в 1830 г. двумя четырехколонными портиками на северном и южном фасадах. Сооружение церкви было завершено по одним источникам в 1840 г., по другим в 1848 м. Возведение многоярусной колокольни не состоялось. При храме была оставлена старая колокольня церкви XVII в., разобранной в 1831 г. Церковь Большого Вознесения принадлежит к типичным памятникам зодчества Москвы эпохи зрелого классицизма, отличаясь чистотой и строгостью архитектурных форм. Объемно-пространственное решение здания строится на сочетании простейших геометрических объемов с подчеркнутой гладью стен: основного куба, цилиндра барабана, завершенного невысоким куполом, полуцилиндра апсиды. Единственным украшением фасадов являются сильно выступающие (как у Д. Жилярди) четырехколонные ионические портики, лишенные фронтонов. Небольшая трапезная (по высоте уравненная с апсидой), примыкая с запада к храму, окончательно утверждает общую симметричность композиции.
Москва и Подмосковье. М., Искусство. 1979. С.499