МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ


Дворец в Останкино
Дата создания: 1792г. - 1798г.

Сайты по теме
Архитектура России
Великие зодчие
Русская Утопия: депозитарий
Храмы Москвы
Исторический Петербург


В том же виде искусств
Церковь Федора Стратилата на Ручью
Троицкий собор в Пскове
Церковь Спаса Преображения на Ильине улице
Успенский собор на Городке в Звенигороде
Церковь Петра и Павла в Кожевниках

Созданные в то же время
Портрет М.И.Лопухиной

В том же жанре
Грановитая палата в Московском Кремле
Лефортовский (Меншиковский) дворец
Дворец в усадьбе Архангельское
Михайловский (Инженерный) замок
Большой Кремлевский дворец


Произведение
Баллада о солдате
Баллада о солдате


Персоналия
Максимова Екактерина Сергеевна
Максимова Екактерина Сергеевна


Автор: Миронов А.Ф. и Дикушин Г.Е., Кампорези Ф., Аргунов П.И.


   В XVI в. здесь была усадьба Щелкаловых с боярским двором и небольшой деревянной церковью. В 1620 г. Останкино было пожаловано царем Михаилом Федоровичем боярину И.Б.Черкасскому (Черкасские владели усадьбой до 1743 г., затем она перешла к Шереметевым). Дворец построен в 1792-1798 гг. при Н. П. Шереметеве, который решил сделать Останкино своей летней резиденцией и перевести сюда из Кускова театральную труппу. Строительство началось со здания театра (осуществлено крепостными архитекторами А. Ф. Мироновым и Г. Е. Дикушиным), которое затем было переоборудовано во дворец (в основу планировки театра-дворца был положен проект Ф. Кампорези, дополненный и усовершенствованный Дж. Кваренги и П.И.Аргуновым; работы велись под наблюдением Миронова и Дикушина; в марте 1793 г. общее руководство было возложено на Аргунова). Здание дворца с театральным залом который по желанию мог быть превращен в танцевальный зал, соединялось закрытыми галереями с итальянским и египетским павильонами, а те в свою очередь со старыми хоромами и гостевым флигелем (разобраны в 1920х гг.). В совокупности все эти строения образовывали Побразную композицию с парадным двором. Снаружи здание дворца выдержано в торжественных и строгих формах зрелого классицизма. Величественный шестиколонный портик коринфского ордера, стоящий на рустованном выступе первого этажа, оформляет центральную часть дворца со стороны главного фасада. Боковые ризалиты украшены колонками ионического ордера. Не менее параден парковый фасад с десятиколонной лоджией ионического ордера, охватывающей весь второй этаж. Барельефы наружных стен (со сценами жертвоприношения Юпитеру и Деметре на главном фасаде) выполнены Ф. Г. Гордеевым и Г. Т. Замараевым. Скульптура особенно удачно использована в оформлении фасадов проходных галерей к жилым покоям. Внутри убранство дворца отличается нарядностью и вместе с тем изысканной простотой. Большая часть декора, как и сам дворец, выполнена из дерева, имитирующего мрамор, бронзу, алебастр и другие материалы. Но основной вид отделки здесь, как и в других дворцовых постройках XVIII в., это золоченая резьба, в каждом зале разная, но везде отличающаяся высоким мастерством исполнения и художественным совершенством. Использование резьбы особенно обильно в Итальянском павильоне, где нет ни одной глади стены, которая бы осталась незаполненной резными золочеными панно. Сложные узоры паркета составлены из редких пород деревьев (палисандр, пальма, грецкий орех, эбеновое, красное и черное дерево, карельская береза и др.), а иногда и инкрустированы перламутром. Стены залов обиты штофом, атласом, бархатом. Большую роль во внутреннем убранстве играют плафоны, живопись которых выдержана преимущественно в "помпеянском стиле", ставшем популярным в конце XVIII в. Красив плафон Голубого зала, исполненный итальянским художником-декоратором Д. Феррари. При обилии декоративной лепнины в залах дворца с преобладанием в ней античных мотивов сюжетные рельефы почти не нашли применения в оформлении внутренних помещений. Но нельзя пройти мимо барельефов Гордеева в Райке (комнате между Итальянским павильоном и Ротондой), изображающих свадебный поезд Амура и Психеи. Они по праву считаются не только лучшим творением скульптора, но и прекрасным образцом декоративной пластики русского классицизма вообще. Все отделочные работы во дворце производились крепостными мастерами. Анфилада парадных залов (Передняя комната, обитая малиновым бархатом, двусветный Голубой зал с порталами, украшенными египтизированными фигурами атлантов, Комната почета, затянутая пунцовым бархатом, верхняя Наугольная комната) служила своеобразным театральным фойе, непосредственно примыкая к театральному залу. В Египетском павильоне дворца был концертный зал; Итальянский павильон был отведен под галерею скульптуры. Зал Египетского павильона один из самых прекрасных залов дворца; лучшие стороны архитектуры русского классицизма нашли в нем гармонически ясное выражение. Останкинский театр, единственный в России, сохранил технику сцены XVIII в. Декорации для него создавали ведущие театральные художники того времени: П. Гонзага, Ф. Гильфердинг, К. Бибиена и другие. Труппа Шереметева пользовалась заслуженной славой (театр просуществовал до 1801 г.). После революции усадьба Останкино была превращена в музей.

Москва и Подмосковье. М., Искусство. 1979. С.505



Церковь Троицы в Останкино




 



  (c) портал "Культура России"