МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ


Церковь Филиппа митрополита
Дата создания: 1777г. - 1788г.

Сайты по теме
Архитектура России
Великие зодчие
Русская Утопия: депозитарий
Храмы Москвы
Исторический Петербург


В том же виде искусств
Церковь Спаса на Берестове
Собор Софии в Новгороде
Успенский собор Елецкого монастыря
Собор Софии в Киеве
Борисоглебский собор в Чернигове

Созданные в то же время
Церковь Преображения в усадьбе Пехра-Яковлевское
Чесменская церковь
Церковь Филиппа митрополита
Портрет Е.А.Мельгуновой
Дом П.Е. Пашкова

В том же жанре
Петропавловский собор
Собор Смольного монастыря
Церковь Климента, папы Римского на Пятницкой
Церковь Преображения в усадьбе Пехра-Яковлевское
Церковь Филиппа митрополита


Произведение
Троица
Троица


Персоналия
Ломоносов Михаил Васильевич
Ломоносов Михаил Васильевич


Казаков М.Ф. Церковь Филиппа Митрополита
Казаков М.Ф. Церковь Филиппа Митрополита
Автор: Казаков М.Ф.


   Построена на месте храма XVII в. при трапезной 1752 г. Принадлежит к типу храма-ротонды, широко распространенному в эпоху классицизма. Для Казакова это была первая постройка такого рода в области церковной архитектуры, но именно в его творчестве этот тип церкви получил наиболее совершенное воплощение. Двухэтажное здание храма представляет собой массивный круглый объем с прямоугольным выступом алтаря, завершенный мощным антаблементом дорического ордера. Входы обрамлены легкими четырехколонными ионическими портиками. Венчают ротонду, цилиндр барабана со ступенчатой кровлей купола и сквозная колоннада фонарика. В этом наращивании объемов звучат отголоски ярусности храмов "московского барокко". Внутри церкви полукольцо из четырех ионических колонн большого ордера и полукруг стены с пилонами алтарной части, перекрытые яйцевидным кессонированным куполом, образуют внутреннюю ротонду, вычленяющую центральное пространство. Аркада на столпах дорического ордера, расположенных за колоннами, несет галерею хор. С центральной ротондой и ее свободно стоящей колоннадой большого ионического ордера сопоставлена ротонда алтарной части, обрамленная полукольцом четырех колони малого коринфского ордера. Эта перенасыщенность небольшого интерьера церкви архитектурными формами, их сочная пластика (особенно богато моделирован фриз с фигурными кронштейнами), как и сложность внутреннего пространства, характерны для раннего этапа классицизма. Близость лепного декора храма декору круглого зала Сената позволяет предположить, что в украшении интерьера церкви Филиппа Митрополита принимал участие И.Х. Юст. Как и в Екатерининском зале, белый цвет лепнины сочетался здесь с голубым цветом стен, отдельные детали лепного декора были позолочены. Иконостас только в своей нижней части принадлежит Казакову (верхняя выполнена в конце XIX в.).

Москва и Подмосковье. М., Искусство. 1979. С.509



Казаков Матвей Федорович




 



  (c) портал "Культура России"