МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ


Церковь Покрова в Филях
Дата создания: 1690г. - 1693г.

Сайты по теме
Архитектура России
Великие зодчие
Русская Утопия: депозитарий
Храмы Москвы
Исторический Петербург


В том же виде искусств
Церковь Успения на Волотовом поле
Церковь Федора Стратилата на Ручью
Троицкий собор в Пскове
Церковь Спаса Преображения на Ильине улице
Успенский собор на Городке в Звенигороде

Созданные в то же время
Церковь Покрова в Филях
Росписи церкви Спаса на Городу
Росписи церкви Богоявления

В том же жанре
Храм Василия Блаженного
Успенский собор во Владимире
Успенский собор Троице-Сергиевой лавры
Церковь Николы Надеина в Ярославле
Церковь всех Святых "на Кулишках"


Произведение
Неоконченная пьеса для механического пианино
Неоконченная пьеса для механического пианино


Персоналия
Раневская Фаина Григорьевна
Раневская Фаина Григорьевна


Церковь Покрова в Филях
Церковь Покрова в Филях


   Построена на месте деревянной церкви Покрова Богоматери 1619 г. на средства боярина Л. К. Нарышкина. Включает зимнюю церковь (в подклете), посвященную, как и предшествовавшая ей деревянная, Покрову, и летнюю в основной части здания во имя Спаса Нерукотворного. Принадлежит к памятникам "московского барокко". Представляет собой наиболее законченный тип центрического ярусного храма с алтарем и тремя притворами, которые своими полукружиями со всех сторон охватывают четверик. По плану и общему построению церковь близка к Спасской церкви в Уборах, но там выступы притворов имеют более сложную трехлепестковую форму. Храм стоит на высоком подклете и окружен открытой галереей-папертью на аркадах с широко раскинувшимися лестницами (переделаны в нижней своей части в начале XIX в.). Выступы (в отличие от церкви в Уборах) завершены главами. На сомкнутом своде светового восьмерика установлен небольшой восьмерик колокольни со сквозными арками, увенчанный главой, развитие типа храма "иже под колоколы". Декор в храмах "московского барокко" обычно занимает строго определенные места, не "посягая" на гладь стены (обрамления окон и порталов, карнизы ярусов), в отличие от памятников предшествующего периода, в которых "узорочье" кирпичного декора захватывает всю стену (например, Троицкая церковь в Останкине). В результате простейшие объемы, лежащие в основе конструкции здания, сохраняют свою изначальную изолированную замкнутость и продолжают ясно читаться даже при обильной декорировке. Изолированность объемов подчеркивается и тем, что колонки, фиксирующие углы четверика и ребра восьмериков, украшают каждый ярус отдельно. Изысканная плоскостная резьба белокаменного декора в филевской церкви еще не отличается той пышностью и изощренностью форм и мотивов, которые она будет иметь в других постройках этого типа церквах в Уборах и Троице-Лыкове: грани объемов подчеркнуты простыми полуколонками (в дальнейшем они станут витыми или резными) и надкарнизными гребнями, которые являются здесь основным элементом декоративного убранства; наличники окон еще также состоят из традиционных колонок и довольно скромных гребешковых фронтонов, а восьмиугольные окна четверика обрамлены только строгими рамками (эти окна-люкарны потом окажутся предметом особой заботы архитекторов и будут окружаться пышной резьбой). Связь с декором предшествующего периода обнаруживается в таких формах, как фриз из ширинок, украшающий парапет террасы, и поребрик ее аркады. В сочетании с красным цветом стен это тонкое кружево белокаменного декора придает храму изысканную нарядность. Внутреннее скульптурное убранство церкви Покрова, напротив, отличается большой пышностью. Девятиярусный
    Иконостас, поднимающийся под самые своды, ложа храмоздателя на западной стене, клиросы все украшено сочной золоченой деревянной резьбой. Резьба покрывает и сами стены, и арки, и обрамления окон. Особой пышностью выделяется горельефная резьба иконостаса, в которую вкраплены разноформатные иконы в затейливых рамах, обрамленные колонками, демонстрирующими изобилие растительных форм; в резьбу вплетены картуши, волюты, раковины. Все это разрушает строгость ярусных членений традиционного иконостаса и образует единую, сверкающую золотом декорацию, служащую фоном отдельных многофигурных сцен. Иконостас становится подобен современным ему иконам со множеством клейм в причудливых золоченых обрамлениях. Предполагают, что вся резьба по дереву в церкви выполнена белорусскими мастерами (состоявшими при Оружейной палате и золотописной палате К. Золотарева, существовавшей на Посольском дворе) по рисункам Золотарева. Деревянное распятие, венчающее иконостас, исполнено Золотаревым (на распятии имеется его подпись). Многие иконы местного ряда иконостаса написаны также им ("Апостолы Петр и Павел", "Иоанн Предтеча и Алексей человек божий", мученики Адриан, Наталья и Параскева, св. Лев папа римский; (1693-1694). Храмовая икона "Спас Нерукотворный" письма И. Уланова не сохранилась. О стиле этого иконописца можно судить по другой его иконе "Успение Богоматери" (1694), стоящей в местном ряду. Изображения архидиакона Стефана (северные врата иконостаса) и архидиакона Лаврентия (южные врата)
    принадлежат кисти третьего мастера (И.Салтанова?). В лике архидиакона Стефана исследователи усматривают сходство с чертами лица молодого Петра I. Роспись свода одновременна всему внутреннему убранству (авторы ее неизвестны). Внутреннее убранство зимней церкви Покрова, за исключением нескольких икон, не сохранилось. Ныне существующий в ней иконостас и роспись стен относятся к XIX в.

Москва и Подмосковье. М., Искусство. 1979. С.511



Церковь Спаса в Уборах




 



  (c) портал "Культура России"