МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ


Псковитянка
Дата создания: 1873г.

Сайты по теме
Российский музыкальный сервер
Русская классическая музыка в формате "midi"
Русская классическая музыка в файлах
Московский Музыкальный Вестник - Академическая музыка on-line


В том же виде искусств
Снегурочка
Иоланта
Царская невеста
Дама с собачкой
Золотой петушок

Созданные в то же время
Автопортрет
В Крымских горах
Минусинская степь

Того же типа
Мазепа
Снегурочка
Князь Игорь
Иоланта
Царская невеста

В том же жанре
Снегурочка
Мазепа
Снегурочка
Иоланта
Царская невеста


Произведение
Просвит И. Сабля и ножны. Москва, Оружейная палата
Просвит И. Сабля и ножны. Москва, Оружейная палата


Персоналия
Федотов Павел Андреевич
Федотов Павел Андреевич


Автор: Римский-Корсаков Н.А.


   Псковитянка - не только ровесница, но также и "родственница" "Бориса Годунова". В годы, когда создавались эти оперы, Римского-Корсакова и МусоргскийМусоргского связывала тесная дружба. Одно время они даже жили в одной комнате и имели возможность ежедневно обмениваться мыслями о своей работе. И в операх их легко обнаруживаются общие черты. В обеих операх авторы обращаются к знаменательным, поворотным эпохам истории нашей родины. В обеих операх на сцене живут и действуют народные массы.Либретто "Псковитянки" составлено Римским-Корсаковым по одноименной драме Л. Мея. Действие происходит во второй половине шестнадцатого века. Царь Иван Грозный добивается полного подчинения Пскова Москве. Жители Пскова готовы одчиниться неизбежному — отказаться от независимости родного города. Но молодые псковичи во главе с Михайлой Тучей — псковская вольница — не хотят покориться царю и покидают город, "чтоб не видать бесчестья Пскова".На фоне исторических событий и в тесном сплетении с ними развивается драма юной псковитянки Ольги. Выросшая в доме псковского наместника и "степенного посадника" боярина Токмакова, Ольга считается всеми — и сама себя считает — дочерью Токмакова, не подозревая, что она дочь боярыни Веры Шелоги (сестры жены Токмакова) и царя Ивана Васильевича. Боярин Токмаков знает, что Ольга—дочь Веры, но имя отца Ольги Вера Шелога унесла с собой в могилу. Драма Ольги—столкновение двух чувств: любви к Михайле, вожаку псковской вольницы, и дочернего влечения к царю Ивану. Грозный, пораженный сходством Ольги с Верой, расспрашивает о ней Токмакова. Узнав, что мать Ольги — боярыня Шелога, а отец неведом, он понимает, что судьба свела его с дочерью. Во встрече с Ольгой он видит высшее знамение и решает пощадить Псков.Развязка драмы в заключительной картине оперы. Близ ставки Грозного, в лесу, недалеко от Пскова, царская стража задержала старого боярина Матуту, который пытался похитить Ольгу, чтобы против воли девушки жениться на ней. Ольга в шатре Грозного. Доверчиво рассказывает она царю о любви к Михайле. Разговор Грозного с дочерью прерван появлением вблизи ставки псковской вольницы: Михайло Туча требует выдачи Ольги. Царь приказывает уничтожить дружину Тучи, а самого Михайлу взять живым. В схватке погибает вся дружина вместе с Тучей; случайная пуля убивает Ольгу. В отчаянии Грозный падает на труп дочери. Собравшийся народ оплакивает погибшую Ольгу, а вместе с ней и утраченную вольность Совершилося: волей божией пал великий Псков с гордой волею. За свой родный Псков, за любовь свою отдала ты жизнь, красу, молодость... Фигура Грозного не раз привлекала внимание русских писателей и художников. Широко известны пьесы "Василиса Мелентьева" Островского, "Смерть Иоанна Грозного" А. К. Толстого, картина Репина "Иван Грозный и сын его Иван", скульптура Антокольского "Иоанн Грозный", созданная в 1871 году, когда заканчивалась "Псковитянка".
    На борьбу псковичей и Грозного Римский-Корсаков смотрит глазами вдумчивого историка: он с полной ясностью показывает, что историческая правота в борьбе Пскова с Москвой на стороне Москвы, на стороне Грозного, и что попытка псковской вольницы противостоять Москве обречена на неудачу. Он подчеркивает, что Грозный — умный, дальновидный правитель, хорошо понимающий значение государственного единства Руси. Вместе с тем, Римским-Корсаковым не затушеваны такие черты Грозного, как подозрительность, недоверчивость (разговор с псковскими боярами), беспощадность в расправе с непокорными (рассказ новгородского гонца о казнях в Великом Новгороде). В то же время молодые псковичи, которые не хотят примириться с утратой независимости родного города, брисованы в опере с глубоким сочувствием. Не наместник Токмаков, призывающий псковичей покориться царю, а смелый и горячий Туча со своими товарищами привлекает симпатии слушателя. В музыке оперы, особенно в заключительном хоре-отпевании Ольги и былого величия Пскова, звучит скорбь об утраченной вольности псковской.На первый взгляд это дает право говорить об известной непоследовательности Римского-Корсакова (и Мея), о противоречивости идеи оперы (и драмы). Недаром нет единодушия в определении основной идеи "Псковитянки": некоторые исследователи считают главной идеей оперы мысль о прогрессивном значении объединения Руси вокруг Москвы, другие видят основную мысль "Псковитянки" в сочувственной обрисовке свободолюбивых стремлений молодых псковичей.Все же упреки в непоследовательности, в нечеткости замысла здесь были бы несправедливы.
   
   

Соловцев А.Книга о русской опере. М., 1960. С.91



Римский-Корсаков Николай Андреевич




 



  (c) портал "Культура России"