МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ


Успенский собор во Владимире
Дата создания: 1558г. - 1589г.

Сайты по теме
Архитектура России
Великие зодчие
Русская Утопия: депозитарий
Храмы Москвы
Исторический Петербург


В том же виде искусств
Академия Художеств
Дом - "комод" на Покровке
Мраморный дворец
Чесменский замок
Здание Сената

Созданные в то же время
Успенский собор во Владимире
Успенский собор Троице-Сергиевой лавры

В том же жанре
Успенский собор во Владимире-Волынском
Церковь Покрова на Нерли
Пятницкая церковь в Чернигове
Дмитровский собор во Владимире
Церковь Спаса на Нередице


Произведение
Мой друг Иван Лапшин
Мой друг Иван Лапшин


Персоналия
Жуковский Василий Андреевич
Жуковский Василий Андреевич


Успенский собор во Владимире
Успенский собор во Владимире


   Главный (кафедральный) храм Северо-Восточной Руси. Одно из величайших созданий русской архитектуры XII в., послужившее образцом для более поздних соборов. Построен из белого тесаного камня по заказу владимирского князя Андрея Боголюбского в 1158-1160 гг. в виде шестистолпного, трехнефного, одноглавого здания с тремя небольшими южным, северным и западным притворами и башнями у западных углов. Ширина центрального нефа составляет 20 греческих футов (равна ширине пролета Золотых ворот). Высота собора 32,3 м. Фасады членились сложными пилястрами с коринфскими капителями, а по горизонтали разделялись на два яруса аркатурным фризом. В центральных закомарах находились рельефные композиции "Три отрока в пещи огненной", "Вознесение Александра Македонского на небо" и "Сорок мучеников севастийских", а также львиные и женские маски. В 1185-1189 гг. при князе Всеволоде Большое Гнездо притворы и башни были разобраны и заменены обширными и высокими галереями, для сообщения с которыми в стенах собора были прорублены арки. Вместо одноглавого собор стал пятиглавым. Апсиды перестроены. В новом "аркатурном фризе появились фигурные консоли в виде женских и львиных масок, птиц и различных химерических существ. Старая скульптура вынесена на фасады галерей, причем две композиции ("Вознесение Александра Македонского на небо" и "Сорок мучеников севастийских") оказались срубленными. Часть фасадных женских масок появилась во время реставрации собора в XIX в. В интерьере собора сохранились фигурные "капители 1158-1160 гг. в виде сдвоенных лежащих львов . Живопись собора сохранилась фрагментарно. К росписи 1161г. относятся фигуры пророков между колонками северного аркатурного фриза (в северной галерее). Фигуры Артемия и Авраамия в юго-западном углу древней части собора, а также фигуры на заиконостасных столпах относятся к росписи 1189г. В южной галерее видна часть композиции "Чудо Федора Тирона" начала XIII в. В 1408 г. собор был расписан Андреем Рублевым и Даниилом Черным. От их росписи сохранились отдельные изображения большой композиции "Страшного суда", занимавшей всю западную часть храма. На западной арке представлены трубящие ангелы, женственные головы которых напоминают леонардовские образы. На своде Христоссудия и символы четырех царств: Вавилонского (медведь), Македонского (грифон), Римского (крылатый барс) и Антихристова (рогатый зверь). На западной стене (на арке) "Престол уготованный", по сторонам которого сидят апостолы Петр и Павел с ангелами. Остальные члены "апостольского трибунала" (слова Н. Н. Воронина) изображены на склонах свода . На северном Матфей, Лука, Марк, Андрей и другие. На южном Варфоломей, Симон, Иоанн и другие. За апостолами сонм ангелов, склоненные головы которых (округлых "рублевских" очертаний) по грациозности близки к голове трубящего ангела. Под южным сводом "праведные жены". На своде смежного южного нефа большая композиция "Шествие праведных в рай". Путь шествию указывает апостол Павел (со свитком в руке). За апостолами, среди которых различаются Петр и Иоанн, идут пророки, потом отцы церкви и другие. Наибольшей психологической заостренностью отличается образ апостола Павла, но и он добр. Вся эсхатологическая сцена поражает настроением умиротворенности. В югозападной части собора располагались картины самого рая. Роспись сильно пострадала от времени. Ее первоначальный колорит сохранился слабо. Для иконостаса собора Андреем Рублевыми Даниилом Черным были созданы грандиозный деисусный чин (в Третьяковской галерее и Русском музее) и иконы праздничного ряда. Колокольня Успенского собора построена в 1810 г. Стилистически она представляет довольно свободное соединение классических элементов (спаренные колонны первого яруса, композитные третьего) с псевдоготическими деталями (стрельчатые арки), однако архитектурный образ колокольни интересно сочетается с собором. В этом, безусловно, сказался тонкий вкус возводившего ее зодчего. Несравненно слабее и эклектичнее выглядит здание теплой Георгиевской церкви, встроенное между собором и колокольней в 1862 г. Но оно почти не бросается в глаза настолько велико впечатление, производимое собором.

Москва и Подмосковье. М., Искусство. 1979. С.355



Успенский собор Московского Кремля
Дмитровский собор во Владимире
Церковь Покрова на Нерли
Дворец в Боголюбово




 



  (c) портал "Культура России"