МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ


Каменный Гость
Дата создания: 1967г.

Сайты по теме
Российский музыкальный сервер
Русская классическая музыка в формате "midi"
Русская классическая музыка в файлах
Московский Музыкальный Вестник - Академическая музыка on-line


В том же виде искусств
Снегурочка
Иоланта
Царская невеста
Дама с собачкой
Золотой петушок

Созданные в то же время
Андрей Рублев

Того же типа
Руслан и Людмила
Иван Сусанин
Борис Годунов
Демон
Хованщина

В том же жанре
"Мертвые души"
Конек-Горбунок


Произведение
Успенский собор Троице-Сергиевой лавры
Успенский собор Троице-Сергиевой лавры


Персоналия
Гоголь Николай Васильевич
Гоголь Николай Васильевич


Автор: Даргомыжский А.Г.


   В последние годы жизни (1866-1869 гг.) Даргомыжский работал над оперой "Каменный гость". Снова он обратился к Пушкину, поставив перед собой на этот раз необычную задачу: написать оперу на почти не измененный текст пушкинской трагедии. Еще более необычен вокальный стиль последней оперы Даргомыжского: "Каменный гость" целиком написан речитативом (исключение - лишь две песни Лауры, которые она по ходу действия поет своим остям).Даргомыжский попытался произвести реформу сложившегося оперного стиля, создав музыкальную драму, где музыка послушно следует за словом, где мелодическая линия стремится передать интонации человеческой речи. Так родился гибкий речитатив "Каменного гостя". Этот речитатив не однотипен. Даргомыжский находит очень различные выразительные музыкальные краски и для пылкого Дон Жуана, и для смиренной, а порой лукавой Донны Анны, и для грубоватого, но наделенного живым юмором Лепорелло.Несомненно, в "Каменном госте" Даргомыжский добивался углубления реализма в музыке. Несомненно также, что многого он в этом отношении достиг, открыв новые выразительные возможности речитативного вокального стиля. Но безраздельное господство речитатива повлекло за собой отказ от важнейших элементов оперы. Прежде всего, это отказ от кантилены, от настоящего пения, в котором выявляется красота и выразительность человеческого голоса, от широких, напевных мелодий, а также и от колоратуры. Это, затем, отказ от исторически сложившихся вокальных оперных форм - арий, ансамблей, хоров, - которые в опере всегда являются музыкально-драматургическими кульминациями. Это, наконец, снижение значения оркестра, роль которого в "Каменном госте" сведена к иллюстрации текста. Даргомыжский в "Каменном госте" отказался почти от всех художественных средств, которые в своем длительном развитии выработала опера. Тем самым он резко ограничил возможности воздействия своей последней оперы на слушателя. Поэтому оригинальный и талантливый опыт Даргомыжского оказался, в сущности, нежизнеспособным. На сцене "Каменный гость" ставился неоднократно, но никогда не имел широкого успеха и в репертуаре оперных театров не удерживался."Каменный гость" не повел русскую оперу по новому пути. Русская опера после "Каменного гостя" развивалась на основе классических традиций опер Глинки, а также "Русалки", написанной Даргомыжским в духе этих традиций.Тем не менее, отдельные подражания "Каменному гостю" имели место. Наиболее последовательный опыт создания оперы в стиле "Каменного гостя" - "Женитьба" Мусоргского. Опыт этот сам Мусоргский признал неудачным и прекратил работу над "Женитьбой", написав лишь одно действие оперы.Другой, вполне завершенный опыт - "Моцарт и Сальери" Римского-Корсакова.Общее у "Моцарта и Сальери" с "Каменным гостем" - речитативный стиль, отсутствие арий, ансамблей и хоров. Однако между операми Даргомыжского и Римского-Корсакова есть и существенные различия. Речитативы "Моцарта и Сальери" порой приобретают напевно-ариозный характер. В опере Римского-Корсакова есть два больших монолога Сальери: это кульминации оперы, которые, по существу, выполняют драматургические функции традиционных арий. Наконец, в "Моцарте и Сальери", в отличие от "Каменного гостя", весьма значительна роль оркестра.Более подробно о "Женитьбе" и "Моцарте и Сальери" говорится в следующих главах, где речь идет об оперном творчестве Мусоргского и Римского-Корсакова.

Соловцев А.Книга о русской опере. М., 1960. С.72






 



  (c) портал "Культура России"