МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ


Война и мир
Дата создания: 1942г.

Сайты по теме
Театральная жизнь Москвы
Театральная афиша Москва
Театральная афиша Петербург
Центр информационных технологий для театров
Театры Москвы
Театральные страницы Петербурга
"Театральный смотритель"


В том же виде искусств
Снегурочка
Щелкунчик
Князь Игорь
Смерть Иоанна Грозного
Царь Федор Иоаннович

Созданные в то же время
Война и мир

Того же типа
Иван Сусанин
Борис Годунов
Демон
Хованщина
Евгений Онегин

В том же жанре
Жизель
Руслан и Людмила
Спящая красавица
Щелкунчик
Князь Игорь


Произведение
Портрет В. И. Майкова
Портрет В. И. Майкова


Персоналия
Комиссаржевская Вера Федоровна
Комиссаржевская Вера Федоровна


Сцена из оперы
Сцена из оперы "Война и мир"
Автор: Прокофьев С.С.


   Мысль о создании оперы по роману Л. Н. Толстого Война и мир возникла у композитора, судя по воспоминаниям Л. Прокофьевой, еще в 1920х годах. В 1935 году Прокофьев говорил певице В. Духовской, что не берется пока за сочинение музыки оперы, сознавая, насколько это емкая и длительная работа. Решение приступить к ней созрело только в апреле 1941 года. Война и мир было первым произведением, прочитанным мною Сергею Сергеевичу вслух...— вспоминала впоследствии М. Мендельсон-Прокофьева.— Когда я дошла до страниц, описывающих встречу раненого князя Андрея с Наташей, Сергей Сергеевич сказал мне, что чувствует эту сцену как оперную, и именно с этого момента начал думать о „Войне и мире как оперном сюжете. 12 апреля 1941 года композитор набросал краткий план оперы в 11 картинах, тем не менее, как писала далее М. МендельсонПрокофьева, задача порою казалась невыполнимой. Но как только началась Великая Отечественная война, горячее желание работать над оперой „Война и мир взяло верх над колебаниями. В эти дни,— сказал позднее Прокофьев,—особенно ярко встала в памяти война с Наполеоном 1812 года, когда его войска дошли до Москвы и русский народ встал на защиту своей земли и изгнал неприятеля.Всесоюзный комитет по делам искусств поддержал намерение композитора. Бурно азвивавшиеся военные события не помешали Прокофьеву начать сочинение музыки. Первую картину оперы он закончил в эвакуации в Нальчике 15 августа 1941 года. Завершив картину Шевардинский редут 13 апреля 1942 года, он приписал к этой дате: Окончание сочинения оперы. Однако работа омпозитора над ней фактически не была еще закончена. Окончательное оформление ее в художественное целое было связано с многотрудной сценической судьбой, осуществленными и неосуществленными постановками, концертными исполнениями.Принимая во внимание пожелания Комитета по делам искусств, прислушиваясь к советам С. Эйзенштейна, Прокофьев, в ноябре 1942 года, закончил вторую редакцию оперы. В результате бесед с С. А. Самосудом, желавшим поставить Войну и мир в Большом театре и высказавшего свои пожелания по ее доработке, Прокофьев внес в текст дополнительные изменения. В таком виде клавир оперы был издан в двух томах стеклографическим способом Музфондом СССР в начале 1943 года. О постановке ее шла оставшаяся безрезультатной переписка с дирекцией Ленинградского театра оперы и балета имени С. М. Кирова, находившегося тогда в Перми. В связи с уходом С. А. Самосуда с поста главного дирижера Большого театра, опера не была поставлена и там.Трудности военного времени ограничили возможности ознакомления советских слушателей с новым капитальным сочинением Прокофьева. Впервые Война и мир прозвучала 16 октября 1944 года в одном из московских клубов, поставленная силами Ансамбля советской оперы ВТО. Через полгода С. А. Самосуду удалось устроить в Большом зале Московской консерватории новое концертное исполнение оперы — своего рода монтаж из ее музыки и отрывков из романа Толстого. В концерте приняли участие симфонический оркестр Союза ССР, республиканская хоровая капелла под руководством А. С. Степанова, певцы М. Надион (Наташа), А. Иванов (князь Андрей), А. Пирогов (Кутузов) и другие, а также чтецы В. Аксенов и Э. Тобиаш. Для первой постановки Войны и мира на сцене Ленинградского Малого оперного театра, по инициативе С. А. Самосуда, Прокофьев сочинил две новые картины: Бал у екатерининского вельможи (с вальсом Наташи) и Изба в Филях, которые прочно заняли свое место в опере. Тогда же был создан и двухвечерний вариант опоры. Так, в 1945—1946 годах родилась третья ее редакция. Премьера первой части Войны и мира (1—8 картины), охватившей мирную часть произведения, состоялась 12 июня 1946 года и прошла с блестящим успехом. Опера шла в постановке Б. А. Покровского и декорациях В. В. Дмитриева. Трогательный образ Наташи создала Т. Лаврова, в роли князя Андрея выступил Л. Петров, О. Чишко замечательно в музыкальном и сценическом отношениях исполнил партию Пьера Безухова. Спектакль был удостоен Государственной премии.В течение следующего сезона коллектив Малого оперного театра увлеченно работал над постановкой второй части Войны и мира, но спектакль выпущен не был. Неудачей окончилась попытка С. А. Самосуда снова показать эту часть Войны и мира в том же театре 4 декабря 1948 года. Опера показалась слишком длинной, поэтому решено было создать еще один ее, опять одновечерний, вариант. Тяжело больной Прокофьев с обычной энергичной деловитостью уже 5 декабря набросал план новой, четвертой по счету, редакции оперы в десяти картинах.Вскоре он вместе с Л. Атовмьяном занялся подготовкой к печати полного клавира Войны и мира. В связи с этим, главным образом в 1948—1949 годах и позднее, композитор обдумывал окончательный текст многих картин, сочинил для них много музыки. Лишь в конце 1952 года композитор, по свидетельству М. МендельсонПрокофьевой, поставил последнюю точку в рукописи одного из фрагментов арии Кутузова. 5 марта 1953 года Прокофьев скончался. Увидеть свою оперу на сцене полностью ему не довелось.Но уже через три месяца после его смерти, в июне 1953 года, исполнил в Москве Войну и мир Ансамбль советской оперы ВТО. Спустя два года ее показал Ленинградский Малый оперный театр (дирижер Э. П. Грикуров, режиссер Б. А. Покровский; Наташа — Т. Лаврова и К. Изотова, князь Андрей — С. Шапошников). Важным моментом в сценической судьбе замечательного произведения Прокофьева явилась его постановка 8 ноября 1957 года в Москве в Музыкальном театре имени К. С. Станиславского и В. И. НемировичаДанченко. И наконец, 15 декабря 1959 года в Большом театре СССР состоялось первое представление Войны и мира с Эпиграфом, дотоле на сцене не исполнявшимся. Опера шла под управлением А. Ш. МеликПашаева в постановке Б. А. Покровского и декорациях В. Ф. Рындина. В спектакле были заняты лучшие силы труппы: Наташа — Т. Милашкина, князь Андрей — Е. Кибкало и Ю. Мазурок, Пьер Безухов — В. Петров, Элен—И. Архипова, Ахросимова — Л. Авдеева, Кутузов — А. Кривченя и А. Ведерников, Наполеон — П. Лисициан. Оцененная по достоинству, монументальная опера С. С. Прокофьева навсегда заняла свое место в советском и мировом оперном репертуаре.Вместить в одно оперное представление материал всего романа Толстого было, конечно, немыслимо. Либреттистам предстояло отобрать из него лишь то, что соответствовало положенным композитором в основу замысла линиям:народноэпической, лирикодраматической и жанровой. Как писал Прокофьев В. В. Держановскому 23 марта 1943 года, при сочинении Войны и мира он стремился, с одной стороны, с возможно большим реализмом нарисовать героев и, с другой — показать народ, вставший на защиту родины. Первая ее половина (1—7 картины) посвящена Наташе Ростовой, ее любви к князю Андрею Болконскому и неудачному увлечению Анатолем Курагиным; вторая (8—13 картины) — военным событиям 1812 года, круто изменившим жизнь главных героев, и, прежде всего, возглавляемому Кутузовым героическому сопротивлению русского народа и его победе над врагом.Авторы либретто стремились сохранить в тексте оперы как можно больше самого Толстого, пользуясь также воспоминаниями современников, исторической литературой, фольклорными материалами. В первую картину введены были стихи В. Жуковского (для стилизованного под старину романсадуэта Ручей), во вторую — молодого К. Батюшкова (хор Вы ль, други милые, со мною) и ода М.Ломоносова (Да движутся светила стройно). Но во многом опера Прокофьева несхожа с романом Толстого, многие разрозненные эпизоды оказались совмещенными, возникли и новые. Не совсем похожими оказались и образы многих героев. Обаятельный лейтмотив Наташи Ростовой рисует ее хрупкую девичью прелесть, передает юную радость повесеннему светлой души. Нежной и трогательной влюбленностью веет от грустной мелодии вальса Наташи из картины Бал. Более лиричным стал и образ князя Андрея; охарактеризованный в первых картинах певучей темой любвиобновления и красивым лейтмотивом, интонационно сходным с лейтмотивом Наташи, он приобретает черты высокого патриотизма в мужественном ариозо из 8й картины.Основное отличие замысла Прокофьева от романа Толстого в активном участии в действии русского народа, ведущая роль Кутузова, направляющего ход событий.В окончательной редакции оперы 13 картин. Какие же моменты из романа в нее вошли?Когда затихают последние суровые звуки Эпиграфа (Увертюра в спектакле обычно не исполняется) и поднимается занавес, зритель слушатель погружается в озаренный лунным светом покой весенней ночи в Отрадном. Звучит ариозо князя Андрея, которому вспоминается виденный в лесу старый дуб, словно сказавший ему: Нет ни весны, ни солнца, ни счастья. В его печальные размышления вторгается певучий голос Наташи, радостно восклицающей: Ведь этакой ночи никогда не бывало... Юное очарование, прелесть романса, который она поет вместе с Соней, пробуждают в душе князя Андрея весеннее чувство радости и обновления, веру в счастье.В следующей картине, на блестящем балу у вельможи екатерининских времен, куда робеющую Наташу впервые вывезли в свет и где никто не обращает на нее внимания, князь Андрей, по просьбе Пьера Безухова, приглашает ее танцевать. Под элегические звуки вальса тогда зародилась их любовь.Действие в третьей картине разворачивается в мрачном особняке Болконских на Воздвиженке. Старый князь издевательски оскорбляет Наташу, уже невесту его сына.Четвертая картина — бал в доме Безуховых — почти вся проходит па фоне Вальса обольщения. Поцелуй Анатоля Курагина, душевное смятение Наташи, едва смеющей себе признаться в том, что она не любит теперь князя Андрея, и целиком отдающейся переполняющему ее душу новому увлечению.В пятой картине наглый красавец Анатоль, уже не светский ловелас, а армейский хлыщ, в холостяцком кабинете Долохова ждет приезда ямщика Балаги, чтобы поздним вечером выкрасть Наташу из дома Ахросимовой и увезти ее за границу. Увещания Долохова, появление Балаги, вино на дорогу, поспешные сборы. Голос Курагина за сценой: Пошел!
    Следующую, шестую, картину начинает назойливый и тревожный мотив скрипок, сменяющийся тяжелым биением остинатных басовых нот. Ожидание Наташи, всматривающейся сквозь дверные стекла в темный сад. Дуняша украдкой сообщает ей о том, что Соня открыла все Ахросимовой. Лакей Гаврила останавливает проникшего в дом Курагина. Издали слышен крик Долохова: . . .Измена! .. Наташа в отчаянии. Ахросимова, сурово отчитав ее, оставляет крестницу наедине с Пьером Безуховым. Он с добрым участием пытается утешить рыдающую Наташу: открывает ей, что Курагин женат; обещает передать князю Андрею Наташину мольбу ее простить. Видя ее горе и раскаяние, Пьер выдает тайну своей любви к ней. Отчаянным возгласом Наташи: Я хуже всех!— заканчивается картина.Действие в седьмой картине происходит в кабинете Пьера. Его приход спугивает группу светских знакомых жены, проходя, он презрительно бросает Элен: Где вы, там разврат... Оставшись вдвоем с Курагиным, Пьер в бешенстве требует от него объяснения, предлагает вернуть письма Наташи и немедленно уехать из Москвы. Когда Пьер остается один, его размышления о смысле жизни и любви к Наташе прерывают торопливые шаги подполковника Денисова. Наполеон стянул войска к русской границе. — Война? — Похоже, что война.Краткое симфоническое вступление к восьмой картине — Перед бородинским сражением.Строят бастион — повествует о страшном всенародном бедствии; щемяще звучит тема народного горя. В тревожноприподнятой атмосфере ожидания боя сменяются эпизодыкадры: роют землю крестьянеополченцы, с барабанным боем проходят полки; князь Андрей, разыскивая Кутузова, встречается с Денисовым, у которого есть уже план партизанской войны; появляются беженцы изпод Смоленска, слышна патриотическая песня ополченцев Как пришел к народу наш Кутузов; снова приходит князь Андрей, мучительно вспоминающий об измене Наташи, встреча 'тся с Пьером, который хочет видеть сражен! е; звучит монолог князя Андрея, горячо верящего в победу русского народа. Раздумье Пьера о русском солдате прерывают крики Ура!. Входит ельдмаршал Кутузов и обращается к войскам со словами ободрения; один за другим уходят на поле битвы полки; отказывается перейти в штаб и остается со своими солдатами Болконский. Раздается орудийный выстрел... за ним второй... Вот оно!—восклицает князь Андрей.В девятой картине Наполеон с высоты Шевардинского редута следит за ходом сражения. Слышатся отзвуки ожесточенного боя: стремительно восходящее движение сменяется отрывистыми пушечными аккордами, басы неумолимо вдалбливают жесткий и жестокий ритм темы французов. Наполеон озадачен и озабочен:русские, путая фигуры на шахматной доске полководца, не отступают, на позиции приходится бросать новые и новые дивизии: не то... что было в прежних сражениях. Перекрывая шум битвы, издали доносится широкое пение русских солдат, вступивших в смертный бой за родную землю. К ногам императора падает ядро. Он отталкивает его ногой в сторону.
    Картина десятая. Деревня Фили, у ворот Москвы. В избу на военный совет Кутузов созвал генералов. Надо решить важнейший вопрос: сдать ли древнюю русскую столицу без боя или принять сражение в невыгодной позиции, потеряв и столицу, и армию? Выслушав соображения разошедшихся во мнениях генералов, Кутузов кратко приказывает: Отступить. Потом, наедине с самим собой, он в сосредоточенном раздумье любуется Москвой, которая раскинулась перед ним величавая, в солнечных лучах. Кутузов скорбит о ее тяжком часе, но твердо верит в то, что хотя враг и сумеет разрушить стены, а не возможет покорить русских сердец....В одиннадцатой картине кошмарным видением быстро мелькают эпизодыкадры: на улицах опустевшей Москвы, распевая песенки, грабят имущество горожан французские солдаты; не успевшие уйти из города москвичи скитаются, затаив гнев; но вот он прорвался, слышны крики: Жгите, жгите... Уничтожайте запасы! .. Пьер, решивший убить Наполеона, узнает о ранении князя Андрея. Вспыхивает и разгорается пожар; французы расстреливают поджигателей; Пьера, помилованного маршалом Даву, угоняют в плен вместе с Платоном Каратаевым; среди пылающих руин проезжает Наполеон, повторяя: Это скифы! Раздается широкий русский напев, горожане несут тела безвинно погубленных силой бонапартовской, давая клятву отметить за родную Москву.Двенадцатая картина. В крестьянской избе в Мытищах при мерцании свечи бредит умирающий князь Андрей. Ему слышится тихий голос, настойчиво твердящий: Пити, пити, пити. Вспоминается война, Кутузов и Наташа — та, кого он больше всех людей любил и ненавидел, которую ему теперь хотелось бы увидеть хоть один только раз. И она входит, она умоляет простить ее. Не помня зла, князь Андрей хочет жить, быть счастливым. Слышатся звуки вальса Наташи... Снова возникает твердящий одно и то же голос: Пити, пити, пити... Он постепенно угасает.. . вместе с жизнью князя Андрея.Лютая метель скрежещущим вихрем врывается в начало последней, тринадцатой картины. Смоленская дорога. Долгое шествие продрогших, одетых в лохмотья французских войск. Среди угоняемых русских пленных Пьер. Измученного Каратаева убивает французский солдат. Подкрадываются партизаны. Взрыв ядра, ожесточенная схватка. Победа! Освобожденные пленные радостно обнимают партизан. От Денисова Пьер узнает о смерти своей жены Элен. Появляется старостиха Василиса во главе отряда женщинпартизанок. Подходят русские регулярные полки. На коне въезжает фельдмаршал Кутузов, обращается к войскам: Неприятель разбит... Благодарю всех за трудную службу... Спасена Россия! Мощный хорапофеоз ликующим гимном увенчивает музыкальную драму.
    Сочинению и отделке оперы Война и мир Прокофьев отдал, с перерывами, одиннадцать лет своей жизни. И если композитор страстно желал увидеть эту оперу на сцене полностью, как он сказал однажды Д. Б. Кабалевскому, то именно потому, что был убежден: в ней ему удалось убедительно воплотить свои намерения.И это так. Своеобразная архитектоника, свободное владение привычными формами, создание новых их разновидностей; мастерство, с которым ыразительные интонационно родственные темылейтмотивы и их изменения в различных сочетаниях объединяют все сочинение; богатое мелодическое претворение речевых интонаций, психологическая правдивость вокальных партий, владение мощными хоровыми массами, создание хоров, наделенных индивидуальностью музыкального колорита; размах симфонического развития, родственного эпическому симфонизму его Пятой симфонии и музыки к кинофильмам С. Эйзенштейна (Александр Невский, Иван Грозный); широко написанная картина эпохи, яркое разнообразие жанровобытовых моментов, — все это делает Войну и мир одним из наиболее выдающихся сочинений советского музыкального театра.

25 оперных произведений. М., 1983



Прокофьев Сергей Сергеевич




 



  (c) портал "Культура России"