МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ


Война и мир
Дата создания: 1942г.

Сайты по теме
Театральная жизнь Москвы
Театральная афиша Москва
Театральная афиша Петербург
Центр информационных технологий для театров
Театры Москвы
Театральные страницы Петербурга
"Театральный смотритель"


В том же виде искусств
Снегурочка
Щелкунчик
Князь Игорь
Смерть Иоанна Грозного
Царь Федор Иоаннович

Созданные в то же время
Война и мир

Того же типа
Мазепа
Снегурочка
Князь Игорь
Иоланта
Царская невеста

В том же жанре
Щелкунчик
Князь Игорь
Смерть Иоанна Грозного
Царь Федор Иоаннович
Маскарад


Произведение
Церковь Богоматери
Церковь Богоматери "Всех скорбящих радость"


Персоналия
Захаров Андреян Дмитриевич
Захаров Андреян Дмитриевич


Сцена из оперы
Сцена из оперы "Война и мир"
Автор: Прокофьев С.С.


   Мысль о создании оперы по роману Л. Н. Толстого Война и мир возникла у композитора, судя по воспоминаниям Л. Прокофьевой, еще в 1920х годах. В 1935 году Прокофьев говорил певице В. Духовской, что не берется пока за сочинение музыки оперы, сознавая, насколько это емкая и длительная работа. Решение приступить к ней созрело только в апреле 1941 года. Война и мир было первым произведением, прочитанным мною Сергею Сергеевичу вслух...— вспоминала впоследствии М. Мендельсон-Прокофьева.— Когда я дошла до страниц, описывающих встречу раненого князя Андрея с Наташей, Сергей Сергеевич сказал мне, что чувствует эту сцену как оперную, и именно с этого момента начал думать о „Войне и мире как оперном сюжете. 12 апреля 1941 года композитор набросал краткий план оперы в 11 картинах, тем не менее, как писала далее М. МендельсонПрокофьева, задача порою казалась невыполнимой. Но как только началась Великая Отечественная война, горячее желание работать над оперой „Война и мир взяло верх над колебаниями. В эти дни,— сказал позднее Прокофьев,—особенно ярко встала в памяти война с Наполеоном 1812 года, когда его войска дошли до Москвы и русский народ встал на защиту своей земли и изгнал неприятеля.Всесоюзный комитет по делам искусств поддержал намерение композитора. Бурно азвивавшиеся военные события не помешали Прокофьеву начать сочинение музыки. Первую картину оперы он закончил в эвакуации в Нальчике 15 августа 1941 года. Завершив картину Шевардинский редут 13 апреля 1942 года, он приписал к этой дате: Окончание сочинения оперы. Однако работа омпозитора над ней фактически не была еще закончена. Окончательное оформление ее в художественное целое было связано с многотрудной сценической судьбой, осуществленными и неосуществленными постановками, концертными исполнениями.Принимая во внимание пожелания Комитета по делам искусств, прислушиваясь к советам С. Эйзенштейна, Прокофьев, в ноябре 1942 года, закончил вторую редакцию оперы. В результате бесед с С. А. Самосудом, желавшим поставить Войну и мир в Большом театре и высказавшего свои пожелания по ее доработке, Прокофьев внес в текст дополнительные изменения. В таком виде клавир оперы был издан в двух томах стеклографическим способом Музфондом СССР в начале 1943 года. О постановке ее шла оставшаяся безрезультатной переписка с дирекцией Ленинградского театра оперы и балета имени С. М. Кирова, находившегося тогда в Перми. В связи с уходом С. А. Самосуда с поста главного дирижера Большого театра, опера не была поставлена и там.Трудности военного времени ограничили возможности ознакомления советских слушателей с новым капитальным сочинением Прокофьева. Впервые Война и мир прозвучала 16 октября 1944 года в одном из московских клубов, поставленная силами Ансамбля советской оперы ВТО. Через полгода С. А. Самосуду удалось устроить в Большом зале Московской консерватории новое концертное исполнение оперы — своего рода монтаж из ее музыки и отрывков из романа Толстого. В концерте приняли участие симфонический оркестр Союза ССР, республиканская хоровая капелла под руководством А. С. Степанова, певцы М. Надион (Наташа), А. Иванов (князь Андрей), А. Пирогов (Кутузов) и другие, а также чтецы В. Аксенов и Э. Тобиаш. Для первой постановки Войны и мира на сцене Ленинградского Малого оперного театра, по инициативе С. А. Самосуда, Прокофьев сочинил две новые картины: Бал у екатерининского вельможи (с вальсом Наташи) и Изба в Филях, которые прочно заняли свое место в опере. Тогда же был создан и двухвечерний вариант опоры. Так, в 1945—1946 годах родилась третья ее редакция. Премьера первой части Войны и мира (1—8 картины), охватившей мирную часть произведения, состоялась 12 июня 1946 года и прошла с блестящим успехом. Опера шла в постановке Б. А. Покровского и декорациях В. В. Дмитриева. Трогательный образ Наташи создала Т. Лаврова, в роли князя Андрея выступил Л. Петров, О. Чишко замечательно в музыкальном и сценическом отношениях исполнил партию Пьера Безухова. Спектакль был удостоен Государственной премии.В течение следующего сезона коллектив Малого оперного театра увлеченно работал над постановкой второй части Войны и мира, но спектакль выпущен не был. Неудачей окончилась попытка С. А. Самосуда снова показать эту часть Войны и мира в том же театре 4 декабря 1948 года. Опера показалась слишком длинной, поэтому решено было создать еще один ее, опять одновечерний, вариант. Тяжело больной Прокофьев с обычной энергичной деловитостью уже 5 декабря набросал план новой, четвертой по счету, редакции оперы в десяти картинах.Вскоре он вместе с Л. Атовмьяном занялся подготовкой к печати полного клавира Войны и мира. В связи с этим, главным образом в 1948—1949 годах и позднее, композитор обдумывал окончательный текст многих картин, сочинил для них много музыки. Лишь в конце 1952 года композитор, по свидетельству М. МендельсонПрокофьевой, поставил последнюю точку в рукописи одного из фрагментов арии Кутузова. 5 марта 1953 года Прокофьев скончался. Увидеть свою оперу на сцене полностью ему не довелось.Но уже через три месяца после его смерти, в июне 1953 года, исполнил в Москве Войну и мир Ансамбль советской оперы ВТО. Спустя два года ее показал Ленинградский Малый оперный театр (дирижер Э. П. Грикуров, режиссер Б. А. Покровский; Наташа — Т. Лаврова и К. Изотова, князь Андрей — С. Шапошников). Важным моментом в сценической судьбе замечательного произведения Прокофьева явилась его постановка 8 ноября 1957 года в Москве в Музыкальном театре имени К. С. Станиславского и В. И. НемировичаДанченко. И наконец, 15 декабря 1959 года в Большом театре СССР состоялось первое представление Войны и мира с Эпиграфом, дотоле на сцене не исполнявшимся. Опера шла под управлением А. Ш. МеликПашаева в постановке Б. А. Покровского и декорациях В. Ф. Рындина. В спектакле были заняты лучшие силы труппы: Наташа — Т. Милашкина, князь Андрей — Е. Кибкало и Ю. Мазурок, Пьер Безухов — В. Петров, Элен—И. Архипова, Ахросимова — Л. Авдеева, Кутузов — А. Кривченя и А. Ведерников, Наполеон — П. Лисициан. Оцененная по достоинству, монументальная опера С. С. Прокофьева навсегда заняла свое место в советском и мировом оперном репертуаре.Вместить в одно оперное представление материал всего романа Толстого было, конечно, немыслимо. Либреттистам предстояло отобрать из него лишь то, что соответствовало положенным композитором в основу замысла линиям:народноэпической, лирикодраматической и жанровой. Как писал Прокофьев В. В. Держановскому 23 марта 1943 года, при сочинении Войны и мира он стремился, с одной стороны, с возможно большим реализмом нарисовать героев и, с другой — показать народ, вставший на защиту родины. Первая ее половина (1—7 картины) посвящена Наташе Ростовой, ее любви к князю Андрею Болконскому и неудачному увлечению Анатолем Курагиным; вторая (8—13 картины) — военным событиям 1812 года, круто изменившим жизнь главных героев, и, прежде всего, возглавляемому Кутузовым героическому сопротивлению русского народа и его победе над врагом.Авторы либретто стремились сохранить в тексте оперы как можно больше самого Толстого, пользуясь также воспоминаниями современников, исторической литературой, фольклорными материалами. В первую картину введены были стихи В. Жуковского (для стилизованного под старину романсадуэта Ручей), во вторую — молодого К. Батюшкова (хор Вы ль, други милые, со мною) и ода М.Ломоносова (Да движутся светила стройно). Но во многом опера Прокофьева несхожа с романом Толстого, многие разрозненные эпизоды оказались совмещенными, возникли и новые. Не совсем похожими оказались и образы многих героев. Обаятельный лейтмотив Наташи Ростовой рисует ее хрупкую девичью прелесть, передает юную радость повесеннему светлой души. Нежной и трогательной влюбленностью веет от грустной мелодии вальса Наташи из картины Бал. Более лиричным стал и образ князя Андрея; охарактеризованный в первых картинах певучей темой любвиобновления и красивым лейтмотивом, интонационно сходным с лейтмотивом Наташи, он приобретает черты высокого патриотизма в мужественном ариозо из 8й картины.Основное отличие замысла Прокофьева от романа Толстого в активном участии в действии русского народа, ведущая роль Кутузова, направляющего ход событий.В окончательной редакции оперы 13 картин. Какие же моменты из романа в нее вошли?Когда затихают последние суровые звуки Эпиграфа (Увертюра в спектакле обычно не исполняется) и поднимается занавес, зритель слушатель погружается в озаренный лунным светом покой весенней ночи в Отрадном. Звучит ариозо князя Андрея, которому вспоминается виденный в лесу старый дуб, словно сказавший ему: Нет ни весны, ни солнца, ни счастья. В его печальные размышления вторгается певучий голос Наташи, радостно восклицающей: Ведь этакой ночи никогда не бывало... Юное очарование, прелесть романса, который она поет вместе с Соней, пробуждают в душе князя Андрея весеннее чувство радости и обновления, веру в счастье.В следующей картине, на блестящем балу у вельможи екатерининских времен, куда робеющую Наташу впервые вывезли в свет и где никто не обращает на нее внимания, князь Андрей, по просьбе Пьера Безухова, приглашает ее танцевать. Под элегические звуки вальса тогда зародилась их любовь.Действие в третьей картине разворачивается в мрачном особняке Болконских на Воздвиженке. Старый князь издевательски оскорбляет Наташу, уже невесту его сына.Четвертая картина — бал в доме Безуховых — почти вся проходит па фоне Вальса обольщения. Поцелуй Анатоля Курагина, душевное смятение Наташи, едва смеющей себе признаться в том, что она не любит теперь князя Андрея, и целиком отдающейся переполняющему ее душу новому увлечению.В пятой картине наглый красавец Анатоль, уже не светский ловелас, а армейский хлыщ, в холостяцком кабинете Долохова ждет приезда ямщика Балаги, чтобы поздним вечером выкрасть Наташу из дома Ахросимовой и увезти ее за границу. Увещания Долохова, появление Балаги, вино на дорогу, поспешные сборы. Голос Курагина за сценой: Пошел!
    Следующую, шестую, картину начинает назойливый и тревожный мотив скрипок, сменяющийся тяжелым биением остинатных басовых нот. Ожидание Наташи, всматривающейся сквозь дверные стекла в темный сад. Дуняша украдкой сообщает ей о том, что Соня открыла все Ахросимовой. Лакей Гаврила останавливает проникшего в дом Курагина. Издали слышен крик Долохова: . . .Измена! .. Наташа в отчаянии. Ахросимова, сурово отчитав ее, оставляет крестницу наедине с Пьером Безуховым. Он с добрым участием пытается утешить рыдающую Наташу: открывает ей, что Курагин женат; обещает передать князю Андрею Наташину мольбу ее простить. Видя ее горе и раскаяние, Пьер выдает тайну своей любви к ней. Отчаянным возгласом Наташи: Я хуже всех!— заканчивается картина.Действие в седьмой картине происходит в кабинете Пьера. Его приход спугивает группу светских знакомых жены, проходя, он презрительно бросает Элен: Где вы, там разврат... Оставшись вдвоем с Курагиным, Пьер в бешенстве требует от него объяснения, предлагает вернуть письма Наташи и немедленно уехать из Москвы. Когда Пьер остается один, его размышления о смысле жизни и любви к Наташе прерывают торопливые шаги подполковника Денисова. Наполеон стянул войска к русской границе. — Война? — Похоже, что война.Краткое симфоническое вступление к восьмой картине — Перед бородинским сражением.Строят бастион — повествует о страшном всенародном бедствии; щемяще звучит тема народного горя. В тревожноприподнятой атмосфере ожидания боя сменяются эпизодыкадры: роют землю крестьянеополченцы, с барабанным боем проходят полки; князь Андрей, разыскивая Кутузова, встречается с Денисовым, у которого есть уже план партизанской войны; появляются беженцы изпод Смоленска, слышна патриотическая песня ополченцев Как пришел к народу наш Кутузов; снова приходит князь Андрей, мучительно вспоминающий об измене Наташи, встреча 'тся с Пьером, который хочет видеть сражен! е; звучит монолог князя Андрея, горячо верящего в победу русского народа. Раздумье Пьера о русском солдате прерывают крики Ура!. Входит ельдмаршал Кутузов и обращается к войскам со словами ободрения; один за другим уходят на поле битвы полки; отказывается перейти в штаб и остается со своими солдатами Болконский. Раздается орудийный выстрел... за ним второй... Вот оно!—восклицает князь Андрей.В девятой картине Наполеон с высоты Шевардинского редута следит за ходом сражения. Слышатся отзвуки ожесточенного боя: стремительно восходящее движение сменяется отрывистыми пушечными аккордами, басы неумолимо вдалбливают жесткий и жестокий ритм темы французов. Наполеон озадачен и озабочен:русские, путая фигуры на шахматной доске полководца, не отступают, на позиции приходится бросать новые и новые дивизии: не то... что было в прежних сражениях. Перекрывая шум битвы, издали доносится широкое пение русских солдат, вступивших в смертный бой за родную землю. К ногам императора падает ядро. Он отталкивает его ногой в сторону.
    Картина десятая. Деревня Фили, у ворот Москвы. В избу на военный совет Кутузов созвал генералов. Надо решить важнейший вопрос: сдать ли древнюю русскую столицу без боя или принять сражение в невыгодной позиции, потеряв и столицу, и армию? Выслушав соображения разошедшихся во мнениях генералов, Кутузов кратко приказывает: Отступить. Потом, наедине с самим собой, он в сосредоточенном раздумье любуется Москвой, которая раскинулась перед ним величавая, в солнечных лучах. Кутузов скорбит о ее тяжком часе, но твердо верит в то, что хотя враг и сумеет разрушить стены, а не возможет покорить русских сердец....В одиннадцатой картине кошмарным видением быстро мелькают эпизодыкадры: на улицах опустевшей Москвы, распевая песенки, грабят имущество горожан французские солдаты; не успевшие уйти из города москвичи скитаются, затаив гнев; но вот он прорвался, слышны крики: Жгите, жгите... Уничтожайте запасы! .. Пьер, решивший убить Наполеона, узнает о ранении князя Андрея. Вспыхивает и разгорается пожар; французы расстреливают поджигателей; Пьера, помилованного маршалом Даву, угоняют в плен вместе с Платоном Каратаевым; среди пылающих руин проезжает Наполеон, повторяя: Это скифы! Раздается широкий русский напев, горожане несут тела безвинно погубленных силой бонапартовской, давая клятву отметить за родную Москву.Двенадцатая картина. В крестьянской избе в Мытищах при мерцании свечи бредит умирающий князь Андрей. Ему слышится тихий голос, настойчиво твердящий: Пити, пити, пити. Вспоминается война, Кутузов и Наташа — та, кого он больше всех людей любил и ненавидел, которую ему теперь хотелось бы увидеть хоть один только раз. И она входит, она умоляет простить ее. Не помня зла, князь Андрей хочет жить, быть счастливым. Слышатся звуки вальса Наташи... Снова возникает твердящий одно и то же голос: Пити, пити, пити... Он постепенно угасает.. . вместе с жизнью князя Андрея.Лютая метель скрежещущим вихрем врывается в начало последней, тринадцатой картины. Смоленская дорога. Долгое шествие продрогших, одетых в лохмотья французских войск. Среди угоняемых русских пленных Пьер. Измученного Каратаева убивает французский солдат. Подкрадываются партизаны. Взрыв ядра, ожесточенная схватка. Победа! Освобожденные пленные радостно обнимают партизан. От Денисова Пьер узнает о смерти своей жены Элен. Появляется старостиха Василиса во главе отряда женщинпартизанок. Подходят русские регулярные полки. На коне въезжает фельдмаршал Кутузов, обращается к войскам: Неприятель разбит... Благодарю всех за трудную службу... Спасена Россия! Мощный хорапофеоз ликующим гимном увенчивает музыкальную драму.
    Сочинению и отделке оперы Война и мир Прокофьев отдал, с перерывами, одиннадцать лет своей жизни. И если композитор страстно желал увидеть эту оперу на сцене полностью, как он сказал однажды Д. Б. Кабалевскому, то именно потому, что был убежден: в ней ему удалось убедительно воплотить свои намерения.И это так. Своеобразная архитектоника, свободное владение привычными формами, создание новых их разновидностей; мастерство, с которым ыразительные интонационно родственные темылейтмотивы и их изменения в различных сочетаниях объединяют все сочинение; богатое мелодическое претворение речевых интонаций, психологическая правдивость вокальных партий, владение мощными хоровыми массами, создание хоров, наделенных индивидуальностью музыкального колорита; размах симфонического развития, родственного эпическому симфонизму его Пятой симфонии и музыки к кинофильмам С. Эйзенштейна (Александр Невский, Иван Грозный); широко написанная картина эпохи, яркое разнообразие жанровобытовых моментов, — все это делает Войну и мир одним из наиболее выдающихся сочинений советского музыкального театра.

25 оперных произведений. М., 1983



Прокофьев Сергей Сергеевич




 



  (c) портал "Культура России"