МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ


Князь Игорь
Дата создания: 1887г.

Сайты по теме
Театральная жизнь Москвы
Театральная афиша Москва
Театральная афиша Петербург
Центр информационных технологий для театров
Театры Москвы
Театральные страницы Петербурга
"Театральный смотритель"


В том же виде искусств
Смерть Иоанна Грозного
Царь Федор Иоаннович
Маскарад
Ревизор
Горе уму

Созданные в то же время
Ангел с кадилом и со свечой. Эскиз
Князь Игорь

Того же типа
Иоланта
Царская невеста
Золотой петушок
Обручение в монастыре
Война и мир

В том же жанре
Князь Игорь
Смерть Иоанна Грозного
Царь Федор Иоаннович
Маскарад
Свадьба Кречинского


Произведение
Театральная улица
Театральная улица


Персоналия
Раневская Фаина Григорьевна
Раневская Фаина Григорьевна


Князь Игорь
Князь Игорь
Автор: Бородин А.П.


   "Богатство характеров, личностей, элементов народно-русского и восточного (половецкого), сменяющиеся трагедия и комедия, страсть, любовь и юмор, глубокая характеристика, картины природы делают оперу Бородина (воспроизводящую на театре характернейшие сцены „Слова о полку Игоревом") монументальным явлением русской музыки, родственным по силе и оригинальности с „"усланом" Глинки в одних отношениях, с „Борисом Годуновым" Мусоргского— в других, оригинальным, новым и поразительным — повсюду." Так в 1883 году писал об опере А. П. Бородина "Князь Игорь" В. В. Стасов в статье "Наша музыка за последние 25 лет". В этих словах—верная оценка оперы и справедливое определение ее значения для русской музыки. На близость "направления" музыки "Князя Игоря" к "Руслану и Людмиле" Глинки указывал и сам Бородин, посвятивший свою оперу памяти великого русского композитора.Величавые и трагические образы былинного эпоса привлекали композитора издавна. В середине 1860-х годов, по-видимому, еще до создания в 1867 году пародийной "оперы-фарса" "Богатыри", зло высмеивавшей ложный историзм некоторых "русских" опер того времени, он задумал написать оперу "Василиса Микулишна" (на тему двух былин из сборника П. В. Киреевского). В 1868 году Бородина занимал подсказанный ему М. А. Балакиревым сюжет драмы "Царская невеста"Л. А. Мея. Наконец, 18 апреля 1869 года на музыкальном вечере у Л. И. Шестаковой Стасов указал Бородину на "Слово о полку Игореве".Получив уже на следующий день от Стасова сценарий оперы, композитор сейчас же ему написал: "Мне этот сюжет ужасно по душе. Будет ли только по силам? Не знаю. Волков бояться — в лес не ходить. Попробую". Через год первоначальная увлеченность сменилась временным разочарованием; однако давняя любовь к русскому героическому эпосу взяла верх над соображениями о его несовременности, разгорелась творческая фантазия, и с 1874 года сочинение "Князя Игоря" стало основным композиторским делом Бородина.Первоначальный сценарий Стасова он коренным образом переработал. Отойдя от принципов музыкально-исторической драмы, Бородин создал произведение историко-эпическое, в основу которого положены реальные события, но несколько измененные композитором, не ставившим себе целью придерживаться их точной последовательности. Тем самым в "Князе Игоре" Бородин гениально соединил две линии оперного творчества Глинки — историко-драматическую ("Иван Сусанин") и былинно-эпическую "Руслан и Людмила").Злополучный поход Игоря Святославовича, князя Новгород-Северского, против половцев в 1185 году поэтически описан в "Слове о полку Игореве", безымянном памятнике русской литературы XII века. Отдельные фрагменты подлинного текста "Слова" вошли в либретто оперы; его написал, используя исторические материалы, сам композитор.Основная патриотическая мысль произведения Бородина та же, что и в "Слове о полку Игореве": духовное величие народа, его любовь к родной земле, стойкость в защите ее от врагов. Соответственно, в опере главное внимание и симпатии автора сосредоточены на русском народе и на "тех, кто с ним",—князе Игоре, Ярославне, приближенных к ним боярах; им Бородин противопоставил беспутного смутьяна князя Владимира Галицкого с его "разгулявшейся челядью" и грозящих Руси половцев во главе с ханом Кончаком.Содержание оперы многопланово. Величавость народных сцен сменяется лирикой любовных признаний, томной негой каватины Конча-ковны и хора половецких невольниц, тяжелое раздумье князя Игоря — комическими выходками гу дошников Скулы и Ерошки.Свои взгляды на сочинение оперной музыки композитор изложил в письме Л. И. Кармалиной. Бородин признавался в предпочтении пения кантиленного, стремлении к широким и закругленным формам, письму "крупными штрихами", ясности и яркости музыкального материала. "Голоса на первом плане, оркестр — на втором." Благодаря этому в сценах речитативных, связующих портретные,— законченные по форме арии и каватины, вокальная линия никогда не теряет индивидуализированной напевности. "Крупными штрихами" создана монолитная конструкция массовых народных сцен в Прологе и финале оперы. Их музыкальный язык — так же как хоров девушек, бояр в тереме Ярославны, поселян — построен на обобщении элементов русской народной песни (нигде, притом, не цитированной).Народ в опере воодушевлен одним общим чувством и когда страдает, и когда, по древнему обычаю, славит князей, или полон патриотического ликования. С народом неразрывно связан князь Игорь (который имеет мало общих черт с историческим Игорем, известным по летописям и "Слову"). Он мужественно идет "на брань с врагом Руси"; плененный, мучительно печалится тому, что родина теперь "стонет... в когтях могучих"; и смело бежав от половцев, возвращается в Путивль, для которого пройдет теперь "пора бездолья".
    В непростом образе его противника хана Кончака сливаются своенравие и свирепость с великодушием и благородством. А душевная глубина, ласковая прелесть Ярославны, плачем-песней "обращавшей" горе родной земли, далеки от бурной страсти Кончаковны.
    В красочной цепи эпизодов, сменяющихся во втором и третьем действиях,— пении половецких девушек, ритмическом разнообразии то плавных, то стремительных плясок невольников и невольниц Кончака — Бородин талантливо воспроизвел особенности восточной (кавказской и среднеазиатской) музыки, снова не прибегая к цитатам.Интересно, что в "Князя Игоря" композитор частично включил музыку, написанную в 1872 году для оперы-балета "Млада", работа над которой во многом способствовала его развитию как оперного композитора. (В этом сочинении принимали также участие Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский и Н. А. Римский-Корсаков.) В 1880-х годах, отвлекаемый другими творческими замыслами (Третья симфония), работой в Медико-хирургической академии и на Женских врачебных курсах, Бородин, несмотря на "подталкивания" друзей, уделял опере меньше внимания, чем прежде. 15 февраля 1887 года он внезапно скончался, не дописав оперу. Труд закончить по памяти и черновым записям композитора и инструментовать ее взяли на себя Н. А. Римский-Корсакови А. К. Глазунов.Через три с половиной года, 23 октября 1890 года, "Князь Игорь" был впервые поставлен в петербургском Мариинском театре и до весны следующего года выдержал тринадцать представлений. Известный музыкальный критик С. Н. Кругликов назвал тогда оперу "младшим братом „Руслана""."„Князь Игорь"—опера патриотическая в лучшем смысле этого слова, близкая сердцу всякого русского", — писал один из рецензентов после первого спектакля. В 1898 году "Князь Игорь" прошел в Большом театре в Москве с участием Л. В. Собинова (Владимир Игоревич) и Ф. И. Шаляпина (князь Галицкий). В наши дни опера Бородина с неизменным успехом идет в советских музыкальных театрах и за рубежом.Новую редакцию "Князя Игоря" на основе тщательного изучения материалов из архива Бородина в начале 1970-х годов создали кандидат искусствоведения Е. М. Левашов и профессор Московской государственной консерватории Ю. А. Фортунатов. В этом виде опера Бородина прошла в нескольких оперных театрах Советского Союза и ГДР."Подобно Глинке, Бородин есть эпик в самом широком значении слова и вместе "национален" в такой мере и могучести, как самые высокие композиторы русской школы" — справедливо оценил В. В. Стасов творчество Бородина.
   

25 оперных произведений. М., 1983



Бородин Александр Порфирьевич




 



  (c) портал "Культура России"