МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ


Смерть Иоанна Грозного
Мейерхольд Наследие.М1998

Дата создания: 1898г.

Сайты по теме
Театральная жизнь Москвы
Театральная афиша Москва
Театральная афиша Петербург
Центр информационных технологий для театров
Театры Москвы
Театральные страницы Петербурга
"Театральный смотритель"


В том же виде искусств
Царь Федор Иоаннович
Маскарад
Ревизор
Горе уму
Свадьба Кречинского

Созданные в то же время
Корабельная роща
Царевна Волхова
Смерть Иоанна Грозного
Царь Федор Иоаннович

Того же типа
Смерть Иоанна Грозного
Царь Федор Иоаннович

В том же жанре
Жизель
Руслан и Людмила
Спящая красавица
Щелкунчик
Князь Игорь


Произведение
Михайловский (Инженерный) замок
Михайловский (Инженерный) замок


Персоналия
Папанов Анатолий Дмитриевич
Папанов Анатолий Дмитриевич


Смерть Иоанна Грозного
Смерть Иоанна Грозного
Автор: Станиславский К.С.
Актеры: Мейерхольд В.Э.


   Работу над "Смертью Грозного" Художественный театр начал со второй половины апреля 1899. Роль Грозного готовил Станиславский, с учетом этого была написана им режиссерская партитура. Впервые сыграть Грозного Мейерхольду пришлось три недели спустя после начала спектаклей, 19 октября , в сложившейся после первых представления тягостной атмосфере разлада , возникшей между театром и зрительным залом: спектакль делал отличные сборы , но вызывал холодное восприятие со стороны прессы и публики. Вводя Мейерхольда театр мог попытаться компенсировать то, что после премьеры воспринималось как односторонность и просчет. Попытку изменить некоторые акценты роли попытался сделать Мейерхольд. Но следует подчеркнуть, что "театр проявил смелость, доходящую до дерзости, назначая Мейерхольда на роль Грозного, допуская 26-летнего артиста преодолевать величайшие трудности трагедии". Через считанные дни после после первого выступления Мейерхольд писал Чехову, что ему "пришлось усиленно готовиться" (приближение спектакля так сильно волновало его, что он не мог ни на чем сосредоточить своего внимания). Мейерхольду удалось передать психологию правителя -деспота, привычно принуждающего окружающих склониться перед его волей. Вспоминая о костюмах Грозного, Мейерхольд рассказывал: "Я был рад, когда Станиславский дал мне шелковый желтый костюм, в нем было легко ходить. Были мгновения, когда мне приходилось надевать шубу, но ненадолго . Я все время ходил в шелковом костюме и мне было легко. Мое удобство в моей игре играло плюсовое значение". Речь идет о том "желтом шелковом платне", в которое Грозный переодевался из иноческой рясы во второй картине, а затем в нем же появлялся в пятой и шестой картинах.
    По замыслу Станиславского, начиная роль Грозного исполнитель должен был быть скрыт от глаз зрителя - режиссер прятал его в небольшой молельне, располагавшейся на на возвышении влевом углу в глубине сценической площадки. Однако сразу же после премьеры московский обер-полецмейстер Д.Ф.Трепов запретил выход Грозного из молельной. Он же приказал отменить коленопреклонение Грозного при чтениии поминального синодика в восьмой картине.
   
   
   
   

Мейерхольд.Наследие.т1.М.,1998год

Смерть Иоанна Грозного
Смерть Иоанна Грозного


Мейерхольд Всеволод Эмильевич
Алексеев Константин Сергеевич




 



  (c) портал "Культура России"