Автор: Мейерхольд В.Э.
Драматизм ситуации, возникшей тогда вокруг роли Федора, коренился в том, что один из руководителей театра видел в Мейерхольде наиболее надежного из возможных исполнителей и связывал с ним воплощение своего еще не совсем определившегося – замысла, а другой категорически отводил кандидатуру Мейерхольда. Для Немировича-Данченко вопрос был заранее решен, из своего выбора он не делал тайны, назначение роли Москвину было одним из решений, с которым он связывал будущее МХТ. Соглашаясь объявить в труппе конкурс на роль Федора, он уступал Станиславскому предоставляя ему возможность проверить свои подходы к пьесе. Истинной сутью конкурса было не состязание исполнителей, а первый в истории МХТ творческий спор его руководителей, безуговорочно к общему удовлетворению – выигранный Немировичем –Данченко.
Станиславский не скрывал, что из пяти претендентов – Адашев, Москвин, Ланской, Красовский – он на стороне Мейрхольда. Мейерхольд принимался за Федора, зная о выборе Станиславского. 12 июня до съезда труппы, Станиславский писал Немировичу –Данченко: "Кто Федор? это главный вопрос. Теперь мне стало казаться, что она удастся одному – Мейерхольду. Все остальные слишком глупы для нее. Сорок лет спустя Москвин рассказывал: "Помню как сейчас, Константин Сергеевич, глядя на прогуливающегося по дорожкам около театра Мейерхольда, обратясь к нам, молодым актерам, сказал: "Ну чем он не сын Грозного – худой, длинный, сутуловатый, с крючковатым носом, с глубокими строгими глазами. Я, конечно, имею совершенно противоположные данные, еще больше загрустил, подумав, что мне с моим носом нечего и думать о царе Федоре". Немирович-Данченко полагал, что Станиславского увлекает в Мейерхольде склонность к игре контрастами, и советовал предложить Мейерхольду роль дряхлого Курюкого – ярко комическую в сцене приема Федором выборных и ярко трагическую в сцене на Яузе.
Мейерхольд.Наследие.Т1М.,1998г
Мейерхольд Всеволод Эмильевич