МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ


Мазепа
Дата создания: 1881г.

Сайты по теме
Российский музыкальный сервер
Русская классическая музыка в формате "midi"
Русская классическая музыка в файлах
Московский Музыкальный Вестник - Академическая музыка on-line


В том же виде искусств
Мазепа
Снегурочка
Иоланта
Царская невеста
Дама с собачкой

Созданные в то же время
Утро стрелецкой казни
Аленушка
Мазепа

Того же типа
Иоланта
Царская невеста
Золотой петушок
Обручение в монастыре
Война и мир

В том же жанре
Демон
Хованщина
Евгений Онегин
Снегурочка
Мазепа


Произведение
Андрей Рублев
Андрей Рублев


Персоналия
Федотов Павел Андреевич
Федотов Павел Андреевич


Музыкальный руководитель и дирижер А.М.Жюрайтис
Музыкальный руководитель и дирижер А.М.Жюрайтис
Автор: Чайковский П.И.


    Над Мазепой Чайковский работал в 1881-1883 годах, в пору усиления политической реакции , и не случайно опера эта оказалась еда ли не самой мрачной из его музыкальных драм. Все внимание композитор сосредоточил на драме главных героев, как бы превратив исторические события в фон, на который проецируются их судьбы."Полтавский бой" получил отражение в симфонической картине , хотя и выполняющей важную музыкально-драматическую функцию, но все же не адекватную знаменитому описанию битвы у Пушкина. Тем не менее столкновение исторических сил хотя и не показано в действии открыто, в конечном счете определяет судьбы главных героев. Каждый из персонажей осознано или невольно участвуют в великой исторической схватке даже тогда, когда действует, повинуясь личным мотивам.. В трагическом конфликте нет и не может быть нейтральных . Чайковский обострил до предела драматическое напряжение, углубил контрасты характеров, но и драматизация у Чайковского всегда выступает в слиянии с проникновенной и патетической лирикой. Взаимопроникновение лирики и драмы определяет музыкальное действие и достигает высшего выражения в финале – в колыбельной Марии над трупом Андрея. Опера с полным правом может быть названа лирической трагедией. Музыкальная характеристика Мазепы слагается из нескольких тем: одну можно назвать символом рока, другую – темой честолюбия и властолюбия, и третью – темой страсти. Характер Мазепы раскрывается в триединстве, но Мария слышит только голос любви. Усиливая трагический контраст, как светлое воспоминание о былом счастье , проходит любовная тема Марии. Гениальной находкой Чайковского явилась мысль завершить оперу колыбельной.
   



Чайковский Петр Ильич




 



  (c) портал "Культура России"