МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ


Иван Грозный
Дата создания: 1975г.

Сайты по теме
Российский музыкальный сервер
Русская классическая музыка в формате "midi"
Русская классическая музыка в файлах
Московский Музыкальный Вестник - Академическая музыка on-line


В том же виде искусств
Евгений Онегин
Мазепа
Снегурочка
Иоланта
Царская невеста

Созданные в то же время
Иван Грозный
Зеркало

Того же типа
Демон
Хованщина
Евгений Онегин
Снегурочка
Мазепа

В том же жанре
Мазепа
Снегурочка
Иоланта
Царская невеста
Дама с собачкой


Произведение
Смерть Иоанна Грозного
Смерть Иоанна Грозного


Персоналия
Мочалов Павел Степанович
Мочалов Павел Степанович


Николай Черкасов в фильме
Николай Черкасов в фильме "Иван Грозный"
Автор: Прокофьев С.С.


    Мысль о создании хореографического спектакля на музыку Пркофьева к фильму "Иван Грозный" принадлежит А.Л.Стасевичу. – режиссеру озвучившему кинофильм Эйзенштейна – Прокофьева при его создании, а впоследствии сомкнувшему наиболее выразительные эпизоды музыки фильма в "композицию в форме оратории". Именно Стасевич обратил внимание Ю.Н.Григоровича на выдающиеся достоинства киномузыки Прокофьева и заразил балетмейстера горячей влюбленностью в это прекрасное произведение.
    Основой музыки балета стал тематический материал из кинофильма "Иван Грозный", но в
нескольких эпизодах спектакля и другие близкие по стилю произведения Прокофьева, преимущественно симфонические, приведенные без каких-либо изменений и сокращений. Это – русская увертюра , насыщенная весельем и юмором и вместе с тем содержащая пласты широкой величавного склада напевности: это также три части из третьей симфонии, музыка которых дала возможность балетмейстеру воплотить наиболее сложные в психологическом отношении сцены – от безграничного счастья до кошмарных видений Ивана.
    Если некоторые симфонические пласты "Ивана Грозного" были полностью или частично без существующих изменений использованы при компилировании музыки балета, то другие (особенно песни, хоры) послужили тематическими зернами для создания новых сцен разнообразного драматургического назначения, где испытанная в театральной музыке система лейтмотивов призвана играть немаловажную роль в смысловом содержании спектакля. Такими лейтмотивами явились темы Ивана, Анастасии, Курбского, царских опричников, бояр заговорщиков, иноземных врагов, и представителей народа русского – звонарей. Переплетаясь между собой в ходе событий героических и скорбных, в сценах лирических и трагических, они призваны средствами музыки чутко определять сценическое действие, эмоционально дополняя его, сливаясь с ним.
   



Прокофьев Сергей Сергеевич
Чайковский Петр Ильич
Римский-Корсаков Николай Андреевич




 



  (c) портал "Культура России"