|
Автор: Щедрин Р.К.
Несколько лет назад, когда Радион Щедрин , Валерий Левенталь, Майя Плесецкая, "переложили на музыку и танец" чеховскую пьесу, к их работе можно было бы поставить заголовок – "Вчитываясь в "Чайку". Теперь если судить по первому знакомству , по репетициям и прогонам, подзаголовок мог бы выглядеть иначе "По прочтении Дамы с собачкой. В самом деле, там загадочная затаенность , многоплановость чувств, увиденных глубоко с поверхности слов, побудила композитора, художника и хореографа обратиться к образам трепетно-хрупким, многозначным, потребовала населить сцену всеми персонажами драмы.. Здесь же и музыкальная и хореографическая конва иная – куда более ясная, строгая. Все в ней проникнуто пронзительным лиризмом , эмоциональной сосредоточенностью, светлой печалью. Интимной камерности чеховского тона соответствует избранный композитором состав оркестра – помимо струнных в нем участвуют лишь два гобоя (один из них сменяется английским рожком) две валторны и челеста… Сюжетная линия чеховского рассказа, по существу ограничена лишь двумя действующими лицами. Все остальные практически бессловесны.. Дуэтная форма, избранная Плисецкой, представляются тут едва ли не единственно возможной. Она не только позволяет выявить глубину чувств, но и высвечивает одиночество героев. Все это приметы романтичности балета, как бы говорящего нам: люди способны на нечто большее , чем бескрылое существование, способны на высокие необыкновенные чувства, открытые в них очищающей силой любви.
|
|