МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ


Богатыри
Дата создания: 1881г. - 1898г.

Сайты по теме
коллекция оцифрованных изображений русской классической живописи
Русская живопись
иконы


В том же виде искусств
Портрет Л.Н.Толстого
Мостик. Саввинская слобода
Березовая роща
На бульваре
Голова Боярыни Морозовой

Созданные в то же время
Иван-царевич на сером волке
Утро в сосновом лесу
После дождя. Плёс
Демон сидящий
"Что есть истина?" Христос и Пилат

Того же типа
Богоматерь из Деисуса
Успение из праздничного чина
Чудо Георгия о змие
Иоанн Предтеча из Деисуса
Апостол Павел. Из деисусного чина

В том же жанре
Портрет жены художника
Портрет З.А. Волконской
Гумно
Явление Христа народу
Новый Рим. Замок Св. Ангела


Произведение
Митрополит Алексий
Митрополит Алексий


Персоналия
Кипренский Орест Адамович
Кипренский Орест Адамович


Васнецов В.М. Богатыри
Васнецов В.М. Богатыри
Автор: Васнецов В.М.


    История мировой живописи знает немного картин, созданию которых художник посвящал бы значительную часть своей творческой жизни.
    В числе таких картин "Богатыри" Виктора Михайловича Васнецова. Много лет работал замечательный художник над этим знаменитым полотном, выразившим наиболее полно и совершенно лучшие стороны его огромного дарования.
    Еще в раннем детстве, затаив дыхание, с трепетным волнением вслушивался будущий художник в героические сказания, богатырские былины и волшебные сказки.
    Образы национального фольклора глубоко запали во впечатлительную душу ребенка,
завладели его фантазией, стали как бы частицей его поэтической натуры.
    Эти настроения и чувства поддерживала и питала величественная, со сказочным оттенком, суровая природа родного Вятского края с ее дремучими, непроходимыми лесами и окружающий бытовой уклад, бережно хранивший многие и многие давние преданья и отголоски старины. С живым интересом приглядывался юный Васнецов к народным обрядам и к обычаям своих земляков.
    Впечатления детства, такие яркие и своеобразные, оставили неизгладимый след в его сознании: народные предания он ощущал, как живую историю, эпических героев видел перед собой во плоти и крови, восхищался ими, как реальными историческими личностями.
    Позднее, уже в Петербурге, в Академии художеств, углублению и развитию этого страстного интереса молодого художника к родной старине и к прошлому своего народа много способствовало общее увлечение историей, народным бытом и искусством, характерное для шестидесятых-семидесятых годов прошлого века. В это время русские ученые Афанасьев, Гильфердинг и Киреевский опубликовали свои собрания народных сказок, песен и былин; композиторы Балакирев, Бородин, Мусоргский, Римский-Корсаков создали гениальные переложения народного песенного творчества.
    Уже в 1871 году Васнецов набросал карандашом своего первого "Богатыря", положив тем самым начало знаменитому "богатырскому циклу", завершившемуся через четверть века "Тремя богатырями", венцом великого подвига художника во славу русского искусства.
    В последующие годы художник не раз снова и снова подступал к излюбленной теме и разрабатывал эскизы для будущей картины. В 1876 году Васнецов написал маслом Алешу Поповича с бородой и делал этюды с натуры для Ильи Муромца, а в 1882 и 1883 годах с увлечением работал над пейзажными этюдами, которые были им потом использованы для картины.
    В живописной подмосковной усадьбе Абрамцево, принадлежавшей меценату С. И. Мамонтову, талантливому самородку и знатоку искусства, подолгу жили и плодотворно работали в восьмидесятые — девяностые годы прошлого века многие выдающиеся русские художники — Поленов, Репин, Серов, Остроухов, Левитан, Коровин, Врубель. Постоянным абрамцевским завсегдатаем был и Виктор Михайлович Васнецов. Здесь, в Абрамцеве, на огромном холсте, установленном в специально сооруженном для художников так называемом "Яшкином доме", и началась его работа по воплощению на полотне грандиозного эпического замысла.
    "Я всегда был убежден, — говорит В. М. Васнецов, — что в жанровых и исторических картинах, статуях и вообще каком бы то ни было произведении искусства, в сказке, песне, былине, драме сказывается весь облик народа, внутренний и внешний, с прошлым, настоящим, а может быть" и будущим. Только больной и плохой человек не помнит и не ценит своего детства, юности. Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории".
    Васнецов был преданным сыном своего народа, он страстно любил историю родной страны и гордился ею. Он призывал художников с возможным совершенством и полнотой изобразить и выразить "красоту, мощь и смысл наших родных образов, нашей русской природы и человека нашей настоящей жизни, нашего прошлого, наши грезы, мечты, нашу веру" и суметь "в своем истинно национальном отразить вечное, непреходящее".
    Свое глубочайшее художественное проникновение в сущность народного характера он мастерски выразил в могучих образах трех славных русских богатырей.
    Уже работа над предшествующими картинами "После побоища Игоря Святославича с половцами" (1880) и "Витязь на распутье" (1882) дала Васнецову большой опыт художественной разработки образов родной истории. Но несмотря на многие блестящие опыты воплощения в живописных образах былинно-эпических сюжетов, "Богатыри" потребовали от В. М. Васнецова огромного творческого напряжения.
    Один из близких друзей художника — жена С. И. Мамонтова, Елизавета Григорьевна, — писала из Абрамцева летом 1881 года: "Васнецов. весь ушел в своих "Богатырей", его видим только по вечерам, он очень усердно пишет".
    В следующем году Васнецов сообщает своему почитаемому учителю П. П. Чистякову:
    "Картина моя "Богатыри" — Добрыня, Илья и Алеша Попович на богатырском выезде — примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого". Фигуры почти в натуру — удачнее других мне кажется Илья. Хотелось бы вам показать начало — исполнять такую картину — ох, дело нелегкое. Хотелось бы сделать дело добросовестно, а удастся ли?"
   
    Для образного воплощения любимых народом героев Васнецов сумел найти такие художественные решения, которые сделали непререкаемо, непреложно живыми и Илью Муромца "из-под славного города из-под Мурома", и "сына богатого гостя Рязанского" Добрыню Никитича, и Алешу Поповича, "что из красна-города из Ростова". Образы всех троих жизненно-правдивы, глубоко человечны, раскрыты в своем индивидуальном своеобразии.
    Могучей, неколебимой заставой стоят богатыри на вечной страже родной земли, зорко вглядываясь вдаль и чутко прислушиваясь ко всему окружающему.
    Через такую заставу, полную величавого спокойствия, мужества, сознания мощи, отваги, правоты своего дела и готовности отдать жизнь за любимую родину, не пройдет ни человек, не пролетит и птица из-за рубежа.
    Непреоборимой силой веет от богатырей. Они полны народной красоты, в них неукротимый дух народа, готового в любую минуту все отдать за ''честь и свободу родной земли.
    В каждом из богатырей художник сумел воплотить лучшие, типические черты русского характера, русской силы и доблести.
    Величавое спокойствие, идущее от сознания богатырями своей правоты и силы, насыщает всю картину.
    Кони под могучими всадниками под стать седокам — могучие, бесстрашные, смело и зорко глядят они с полотна.
    Очень хорош — в полном и гармоничном сочетании с фигурами богатырей — пейзаж картины, необозримо просторный, с клубящимися в небе тяжелыми облаками, весь как бы насыщенный ветром, пригибающим травы и развевающим буйные гривы лошадей.
    Мельчайшие, написанные с предельным тщанием и археологической достоверностью детали картины — одежда богатырей, их вооружение, убранство коней — подчинены общей идее произведения и, не отвлекая внимания в сторону "археологии", лишь усиливают общее впечатление полнейшей жизненной и исторической правдивости этого подлинно народного полотна.

Замечательные полотна. Л., 1966. С.298



Васнецов Виктор Михайлович




 



  (c) портал "Культура России"