МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ


Культура России. Литература.
Период: X-XX века


Троица
Троица

Жуковский Василий Андреевич
Жуковский Василий Андреевич


Сервер "Литература" - проект РЖ - Русского журнала

Библиотека Максима Мошкова

Общий текст. Литературный проект М.Школьниковой

Интернет-библиотека Алексея Комарова

Древнерусская литература

Электронная библиотека Евгения Пескова

Искать то же на:
Yandex
Rambler
Google






Блок. А.А. Портрет работы К.А. Сомова
Блок. А.А. Портрет работы К.А. Сомова

   В литературе наиболее полно и отчетливо проявился творческий гений русского народа. Она отразила не только эстетические, нравственные и духовные ценности и представления; по мнению ведущих русских философов, литература является также и нашей философией, способом постижения мира. Русская литература стала неотъемлемой частью мировой культуры и получила признание со стороны крупнейших художников.
    Первенство литературы в культурной жизни русского народа объясняется ее происхождением и тем значением, которое она приобрела с момента своего возникновения. Письменность и литература на Руси были привнесены извне вместе с христианством. Книга появилась на Руси в виде священного текста, что решающим образом повлияло на место и роль литературы в истории руской культуры.
    Церковная литература в течение веков оставалась главной и единственной умственной и нравственной пищей для русских книжников, а через их посредство - и для всего народа. Тем самым она немало содействовала формированию народного характера. Позже русские книжники теоретически обосновали идею единства Русской земли и национально-религиозного своеобразия русского царства. Таким образом русская литература сразу и навсегда обозначила свою связь с народным и государственным бытием. При этом, благодаря обилию переводов, она никогда не замыкалась в узко-национальных рамках.
    К наиболее значительным произведениям киевского периода относятся поучения митрополита Илариона (XI в.), "Повесть временных лет" (XI-нач. XII вв.), "Поучение князя Владимира Мономаха" (XI-нач. XII вв.), сочинения епископа Кирилла Туровского (XII в.), "Слово о Полку Игореве" (XII в.), "Хождение Даниила Заточника" (XII в.). Все они свидетельствуют о живом поэтическом творчестве. Это была пора оживленной литературной деятельности, создавшей образцы литературных форм и жанров для последующих веков.
    Для русской литературы позднего средневековья характерно ощущение избранности (теория Москвы - третьего Рима). Внутренние потрясения XVI-XVII вв. придали литературе характер религиозно-политической публицистики. В ряде случаев эти произведения поднимаются до высокого художественного уровня. Таковы "многошумящие" послания Ивана Грозного и "Житие протопопа Аввакума", своеобразно соединившие церковный, книжный язык с живой народной речью. Одновременно большой силы, красоты и выразительности достигла устная народная поэзия, но древнерусские писатели почти не использовали этот источник. Зато с конца XVI в. бурно развивается светская бытовая повесть, как правило перерабатывавшая бродячие сюжеты западной и восточной литератур.
    С конца XVII в. русская культура испытывает стремительное вторжение в нее западноевропейских ценностей. Мировоззренческий переворот, совпавший с реформой языка и правописания, обусловил культурный кризис XVIII в. Писатели того времени колеблются между безусловным подражанием французским образцам и поисками собственных тем, языка и стиля. Стремление придать литературе национальное своеобразие прослеживается на протяжении всего периода: В.К.Тредиаковский и М.В.Ломоносов создают теорию правильного русского стихосложения; А.В.Сумароков, несмотря на желание быть российским Расином и Вольтером, пишет песни в народном стиле; Д.И.Фонвизин создает комедии с русским бытовым содержанием и живым разговорным языком; Державин предвосхищает "священный жар" позднейшей русской лирики. Драматургия и поэзия прочно удерживают первые места в иерархии жанров; причем поэзия понимается как приятная забава.
    Окончательное оформление русский литературный язык нашел в творчестве Н.М.Карамзина, В.А.Жуковского и А.С.Пушкина, а его обособление от церковнославянского языка получило теоретическое обоснование в полемике "Арзамаса" с "Беседой любителей русского слова".
    Александровское время явилось периодом великого творческого напряжения, когда русскими писателями была пережита первая радость самостоятельного творчества, вполне национального по духу и стилю. Поэзия сделалась бесспорным духовным подвигом и призванием, приобрела значение "священнодействия". В литературном творчестве чувствуется какая-то особая сила жизни, "торжество и радость художественного обладания" (И.Аксаков), высшим выражением которой стало творчество А.С.Пушкина. Проблематика западноевропейской культуры была усвоена и продумана; в следующих поколениях уже крепнет "славянофильская" оппозиция - не только национально-психологическая, но и культурно-творческая.
    С 1840-х гг. в литературе нарастает нравственная и метафизическая тревога, нашедшая теоретическое отражение в романтизме. Люди искусства чувствуют себя в жизни неуютно, точно не на месте. В литературе возникает тема "лишнего человека". М.Ю.Лермонтов дал незабываемое изображение тогдашних душевных состояний, сплава экзальтации и сомнения. Н.В.Гоголь со всей остротой обозначил религиозно-нравственную проблематику русской культуры, которая сделалась преобладающей на всем протяжении XIX в. Одновременно выявляется еще одна характерная особенность русского творчества - неотделимость творческого пути от личной судьбы художника.
    Эпоха "великих реформ" 1860-1870-х гг. пробудила внимание литературы к социальным вопросам. Вопрос о преодолении трагического одиночества человека в мире решается писателями в виде поиска той или иной формы гармоничного социального общения, главным образом в приобщении к жизни народа. В то же время намечается болезненный разрыв между эстетическим подъемом и новым философско-религиозным пробуждением. Обозначаются две творческие магистрали русской литературы. Сторонники "чистого искусства" (А.Григорьев, А.В.Дружинин, А.А.Фет) решительно восстают против морально-утилитарной функции литературы, в то время как Л.Н.Толстой ставит целью "разрушение эстетики" ради нравственного преображения людей посредством искусства. Религиозное осмысление русского опыта XIX в. нашло выражение в произведениях Ф.М.Достоевского, который с потрясающей художественной силой и выразительностью показал как одинокая человеческая свобода оборачивается рабством или саморазрушением. Преобладание в литературе философской проблематики обусловливает расцвет русского романа. Однако философские мотивы отчетливо звучат и в лирике (Ф.И.Тютчев).
    В предреволюционные годы в литературе происходит новый культурный подъем, получивший название "серебряного века". Изменяется само чувство жизни. "Все более и более нарастает чувство чрезвычайности" (А.Белый). В человеке открываются новые глубины и часто темные бездны. В событиях ощущается суровый апокалиптический ритм.
    С 1890-х гг. начинается новый расцвет русской поэзии. Символизм стал не только литературным движением, но также и новым духовным опытом. Поэзия и литература снова получают особую жизненную значимость, как путь к вере и вечности через искусство. Это был рецидив романтизма в русском сознании. В противоречивом сочетании бунта и усталости, самоутверждения и тоски, художники стремятся стать "по ту сторону добра и зла", преодолеть этику эстетикой. "И зло, и благо - два пути, ведут к единой цели оба, и все равно, куда идти" (Д.С.Мережковский). Мистика В.С.Соловьева находит гениальный поэтический комментарий в творчестве А.А.Блока. Реакцией на религиозную возбужденность символизма, на понимание поэта как медиума высших, иррациональных сил, становится акмеизм (Н.С.Гумилев) с его установкой на разумное волевое усилие в поэтическом творчестве. В то же время А.П.Чехов и И.А.Бунин продолжают классическую линию русской литературы, обогащая ее новейшими достижениями в области формы.
    Революция 1917 г. вызвала искусственное разъединение русской литературы на отечественную и эмигрантскую, причем за рубежом оказались наиболее видные писатели. Однако в целом литература сохранила единство, основанное на причастности к традициям классической русской культуры, которые в той или иной степени присутствуют как в творчестве И.А.Бунина, В.В.Набокова, И.И. Шмелева, Г.И.Газданова, Г.В.Иванова, В.Ф.Ходасевича, так и О.Э.Мандельштама, М.А.Булгакова, Б.Л.Пастернака, М.Горького, М.Шолохова. Именно эта линия русской литературы заслужила в XX в. мировое признание.
    Вместе с тем принадлежность к традиции не исключала формальных поисков. "Приключения письма", характерные для современной литературы Запада, сохранили всю свою увлекательность и на русской почве. Послереволюционная проза и поэзия продемонстрировала невероятное многообразие стилистических и др. новшеств.
    Последние великие образцы русской прозы дал А.И.Солженицын, сумевший придать второе дыхание класcическому русскому роману. В области поэзии мировое признание получило творчество И.Бродского.
    Путь, проделанный русской литературой в XX в., свидетельствует о ее непреходящем мировом значении и неиссякаемых творческих возможностях.
   

Сергей Цветков

Волошин М.А. Портрет работы Б.М. Кустодиева
Волошин М.А. Портрет работы Б.М. Кустодиева
Гоголь Н.В. Портрет работы Ф.А. Моллера
Гоголь Н.В. Портрет работы Ф.А. Моллера
Лермонтов М.Ю. Автопортрет
Лермонтов М.Ю. Автопортрет
Державин Г.Р.
Державин Г.Р.
Ломоносов М.В.
Ломоносов М.В.
Пастернак Б.Л. Рисунок работы Л.О. Пастернака
Пастернак Б.Л. Рисунок работы Л.О. Пастернака
Белый А. Портрет работы Л.С. Бакста
Белый А. Портрет работы Л.С. Бакста
А. Ахматова. Портрет работы Н.И. Альтмана
А. Ахматова. Портрет работы Н.И. Альтмана
Л.Н. Толстой. Портрет работы И.Е. Репина
Л.Н. Толстой. Портрет работы И.Е. Репина
Тургенев И.С. Фото
Тургенев И.С. Фото





 



  (c) портал "Культура России"