КУЛЬТУРА РОССИИ
  ОЧЕРКИ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ
  РОССИЙСКО-БРИТАНСКИХ КУЛЬТУРНЫХ СВЯЗЕЙ

Российско-британские
культурные связи

Авторские материалы и цитаты



Русско-британские культурные связи в начале XIX века. 1812 год и романтизм

Джордж Доу
Портрет П.А. Строганова
Новая стадия взаимного интереса Британии и России связана с событиями войны 1812 года, с одной, и развитием романтического мироощущения, с другой стороны.

Со времени войн с Наполеоном страны Европы начинают смотреть на Россию как на равноправного, сильного партнера. В свою очередь, Россия к концу XVIII века окончательно входит в русло европейской культуры.

По понятным причинам вся Британия внимательно наблюдала за событиями 1812 года в России. В Лондоне печатались карикатурные листки с изображениями различных персонификаций русской зимы, например "Генерал Мороз, бреющий маленького Бони (Бонапарта)". Особенно же интересовались русскими казаками - героями войны. Когда в Лондон прибыл казак Александр Земленухин с донесением о взятии Гамбурга, его портреты были гравированы в пяти видах, ив его честь была сложена песня.

Очень популярен был в Британии атаман М.И. Платов. Когда в составе свиты Александра I он посетил Лондон, то желающих взглянуть на знаменитого казака как среди аристократии, так и среди уличных зевак, было множество - ему в буквальном смысле не давали проходу. Платову был преподнесен докторский диплом Оксфорда, сабля в золотой оправе, а принц-регент подарил ему свой портрет, украшенный драгоценностями. Знакомству с Платовым был рад Вальтер Скотт, давний враг Наполеона. Имя же Вальтера Скотта было у всех на устах в России. Его читали, и русские путешественники стремились попасть в Эдинбург, где находился знаменитый Абботсфорд - замок В.Скотта, отделанный им для себя в средневековом стиле. В Абботсфорд часто гостил юный студент Владимир Давыдов, племянник Дениса Давыдова, рассказывавший хозяину о подвигах своего дяди.

Джордж Доу
Портрет П.М. Волконского
Романы Вальтера Скотта повлияли на интерес к неоготической архитектуре: число "готических" построек и их популярность растет, также как и степень приближения к оригинальной готике. Неоготика времени романтизма в отличие от псевдоготики XVIII века, демонстрирует знание истории - знакомство с особенностями готической конструкции, планов, деталей декорации. Немалую роль в ее распространении сыграло творчество приглашенного Ч. Камероном английского зодчего А. Менеласа (Капелла и Коттедж в Петергофе). Одна из интереснейших неоготических построек - дворец Воронцовых в Алупке - принадлежит знаменитому английскому архитектору, знатоку истории средневековой архитектуры, почетному доктору Оксфорда Эдварду Блору, который также консультировал Вальтера Скотта при перестройке его средневекового замка в Абботсфорде. Дворец в Алупке - одно из театральных, многоликих произведений Блора, где образ сурового замка и дворца эпохи Тюдоров смешаны с восточной экзотикой.

В живописи события 1812 года были увековечены в картинах "Военной галереи", созданных мастерской британца Джорджа Доу в 1819 - 1829 годах. Более 300 портретов размещены в продольно вытянутом зале, напоминающем сакральное пространство церковного нефа. Эта серия была нагружена немалым национально-патриотическим смыслом, что созвучно мировоззрению романтиков. Портреты отличает некоторая картинность при непринужденности образных характеристик; живопись - динамичная, исполненная в вольной манере наложения красок с использованием декоративных и фактурных эффектов - характерна для романтизма. В галерее Доу перед нами предстает характерный тип романтического парадного портрета, который был усвоен русскими художниками, активно изучавшими работы Доу и стремившимися получить возможность их копировать - типология его портретов встречается у В.А. Тропинина, О.А. Кипренского, К.П. Брюллова.

Стиль Д.Доу можно определить как "романтизированный классицизм", а его значение для истории русской живописи заключается в оживлении интереса к типу английского портрета-прогулки (с успехом развитого К.П. Брюлловым), и в разработке иконографии и атрибутики военного портрета. Эскизная техника, поначалу отвергнутая русскими художниками, послужила одним из толчкой к развитию более свободной живописной манеры в XIX веке.

Живопись Д. Доу вызвала противоречивые отклики в современной ему прессе - художника ругали за небрежность манеры, тиражируемость находок, поверхностное отношение к модели.

Д.Доу и мастерская
Военная галерея 1812 года.
Акварель Эдуарда Гау.
Переоценка творчества Д. Доу наступила в 1830 - е гг. и позднее: в повести "Портрет" Н.В. Гоголь изобразил его как модного художника по фамилии Ноль, а П.Н. Петров в "Истории отечественной живописи за сто лет" (1860-е гг.) характеризует Доу как энергичного, эффектного живописца.

В то же время сам художник проявил себя умелым политиком - он участвовал в выставках Академии Художеств, в 1826 организовал в Москве персональную выставку, заручился поддержкой двора. В 1823 - 1828 годы он успешно конкурировал с О.А. Кипренским (которого, напротив, поддерживали либеральные круги). Для последнего результатом стали попытки использовать нехарактерный для него тип репрезентативного портрета.

Д.Доу не имел прямых последователей в России, но его живопись сыграла роль своеобразного катализатора развития противоположных процессов в русской художественной жизни: активизации художников и критиков, обсуждению событий художественной жизни в широких литературных кругах. В 1830-е гг. намечается интерес русских живописцев к сюжетам английской литературе, - это можно заметить в работах К.П. Брюллова и Ф.П. Толстого.

Немалым был интерес русских литераторов эпохи романтизма к английской литературе. Особым явлением стало увлечение поэзией Байрона, коснувшееся А.С. Пушкина. Сам лорд Байрон также проявлял некоторый интерес к России - уезжая из Британии на восток, он даже рассуждал о поступлении на русскую службу. Байрон был знаком с русским дипломатом П.Б. Козловским, встречался в Англии с генералом П.В. Чичаговым (упустившего Наполеона под Березиной, и впоследствии написавшего в свое оправдание книгу "Отступление Наполеона", англофила, женатого на анличанке). Подруга Байрона Клер Клермонт, после его смерти какое-то время (1825 - 1827) была гувернанткой в России, где жила сначала в имении Иславском Посниковых, а затем Елагиных и Кайтасаровых, была знакома с Пушкиным.


подробнее ...оглавление





  (c) портал "Культура России"   (с) ГИВЦ МК РФ
новости и поддержка - портал Музеи России